И.Д. ДАНИЛОВ

ЛЕНТОЧНЫЕ ГЛИНЫ р. ПЕЧОРЫ И БОЛЬШЕЗЕМЕЛЬСКОЙ ТУНДРЫ

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Скачать pdf

 

  

Широкое развитие ленточных глин в среднем и нижнем течении р. Печоры и по ее притокам - рекам Усе, Ижме и др. отмечалось многими исследователями, занимавшимися изучением четвертичных отложений этого района. В отдельных немногочисленных случаях ленточные глины служили предметом специальных исследований, результаты которых опубликованы в работах И.И. Краснова [1947], В.В. Ламакина [1948]. В последние годы ленточные глины долины р. Усы изучались Д.И. Вашкевичем, но результаты его работ не опубликованы.

Принято считать, что ленточные глины бассейна р. Печоры и Большеземельской тундры образовались в континентальных условиях, а именно в приледниковых озерных бассейнах, связанных с максимальным средне-четвертичным, или последним покровным, верхнечетвертичным ледниками. Результаты наших исследований, которые охватили среднее и нижнее течения рек Печоры, Усы, Воркуты, Сейды, показывают, что ленточные глины рассматриваемого района являются полигенетическими и разновозрастными отложениями.

По условиям залегания, строению и распространению четко выделяются три группы ленточных глин: 1 - ленточные глины, приуроченные к долине р. Усы; 2 - ленточные глины, залегающие в верхней части разреза плейстоценовых отложений на высоких водоразделах и, наконец, 3 - ленточные глины, встречаемые внутри мощной толщи плейстоценовых отложений.

В долине р. Усы ленточные глины встречаются в разрезах первой и второй надпойменных террас, имеющих соответственно 8-10 и 12- 16 м высоты над урезом воды. При этом в первой надпойменной террасе они слагают основание разреза и уходят под урез воды, а во второй - верхнюю часть разреза.

Основная область распространения ленточных глин, приуроченных ко второй надпойменной террасе, располагается в пределах Усинско-Лемвинской низины.

Ленточные глины в разрезе второй надпойменной террасы достигают обычно мощности порядка 2-3, максимум 5 м . Разрез террасы в этих случаях имеет следующее строение. В основании разреза залегают косослоистые мелко- и среднезернистые пески, иногда содержащие небольшие линзы намывного торфа. Вверх косослоистые пески переходят в горизонтально-слоистые тонкозернистые пески и супеси, на которых залегает маломощный (0,2- 0,5 м ) слой горизонтально-слоистых суглинков с гравием и галькой. Выше по разрезу суглинки постепенно переходит в ленточные глины, которые еще выше сменяются сначала нечетко горизонтально-слоистыми, а затем неслоистыми, обогащенными органикой, озерными глинами. Иногда поверх неслоистых глин залегают торфяники мощностью до 2,5 м .

Ленточные глины состоят из четких лент, имеющих двучленное строение: светлый алевритовый прослой постепенно переходит в темный глинистый (рис. 1). При этом в одних случаях светлый алевритовый прослой слагает нижнюю часть ленты, в других - наоборот. Соотношения мощности глинистого и алевритового прослоев в пределах ленты также непостоянны: в одних случаях алевритовый прослой в несколько раз превышает глинистый, в других - мощность глинистого прослоя намного выше мощности алевритового. Мощность лент в целом также весьма непостоянна, в средней части разреза ленточных глин она наименьшая и составляет 0,5- 2,0 мм , вверх и вниз по разрезу закономерно увеличивается и достигает 0,5- 2,0 см . Подсчет лент по разрезу показал, что их количество в двух обнажениях, удаленных друг от друга на 5 км , очень близко и составляет в одном случае 1607 лент, а в другом - 1508 лент (мощность ленточных глин в первом случае 3,88 и во втором - 3,36 м ).

Рисунок 1

В ленточных глинах встречается единичная, обычно разрозненная и мелкая галька, а в отдельных случаях - линзы гравий-галечного материала. Показательным и характерным является присутствие прослоев мелкодробленого растительного детрита, многочисленных шаровидных выделений вивианита размером от 1 до 5 мм в поперечнике (рис. 2) и редких белых, пенистых известковистых выделений неправильной формы размером до 2- 3 см . Одним из наиболее характерных обнажений ленточных глин второй надпойменной террасы является обнажение на левом берегу р. Усы в 4 км выше совхоза «Горняк», где виден разрез 14-16-метровой террасы.

Рисунок 2

Диатомовый анализ ленточных глин и вмещающих террасовых отложений этого обнажения, выполненный О.Г. Козловой, показал (рис. 3), что для песков, слагающих нижнюю часть разреза террасы, характерна флора озерно-речных диатомей с присутствием стенотермных холодолюбивых видов: Cymbella heteropleura Ehr., Pinnularia isostauron Grun., Navicula amphibola Cl.

Рисунок 3

Ленточные глины, подстилающие их грубые суглинки и вышележащие слои глины содержат флору пресноводных диатомовых с участием солоноватоводных форм. Состав флоры преимущественно широкобореальный, отмеченные для нижележащих песков холодолюбивые виды отсутствуют. Остатки пресноводных и солоноватоводных диатомей присутствуют в очень небольших количествах. Наряду с ними встречено большое количество типично морских (меловых, палеогеновых и неогеновых) переотложенных диатомей, обладающих более массивным (по сравнению с пресноводными и солоноватоводными), но гораздо хуже сохранившимся панцирем.

Таким образом, результаты литологических исследований и диатомового анализа показывают, что накопление отложений, слагающих террасу, происходило сначала в русле реки или полупроточном озерно-аллювиальном бассейне (нижние пески и супеси), а затем в пресноводном или несколько осолоненном замкнутом бассейне (ленточные глины, вышележащие глины, суглинки). При этом примечательно, что элементы холодолюбивой диатомовой флоры были отмечены лишь в нижних песках и отсутствуют в верхней части разреза.

В этом отношении небезынтересны данные, полученные в результате спорово-пыльцевого анализа, произведенного Т.И. Смирновой. Для отложений террасы характерны в целом спектры березовых редколесий с небольшой примесью ели, сосны, ольхи и кустарничковой березы. Но, начиная от основания разреза ленточных глин и выше, в небольших количествах, но закономерно встречаются зерна пыльцы широколиственных пород: дуба, вяза, липы и орешника.

Возможно, что широколиственные породы не произрастали в непосредственной близости от места накопления ленточных глин, но, несомненно, граница их распространения в это время продвинулась на север ближе к бассейну р. Усы, что свидетельствует о сравнительно благоприятных климатических условиях в период отложения ленточных глин и перекрывающих их глин и суглинков. Однако это не исключает континентальности климата, которая была, вероятно, одной из причин ритмичного поступления материала в бассейны седиментации.

В силу изложенного становится очевидным, что нет никаких оснований связывать образование ленточных глин второй террасы р. Усы с суровыми условиями приледникового озерного бассейна.

Ленточные глины в разрезе первой надпойменной террасы встречаются в обнажениях редко и обычно уходят ниже уреза воды, так что наблюдать их условия залегания крайне трудно. Характер их строения близок к ленточным глинам второй надпойменной террасы, они постепенно переходят в аллювиальные отложения.

Наиболее вероятным представляется связывать условия образования ленточных глин долины р. Усы с особенностями ее геоморфологического и тектонического строения. Долина р. Усы состоит из ряда широких вытянутых с северо-востока на юго-запад низин (депрессий), разделенных аналогично ориентированными грядовыми возвышенностями. В нижнем течении это - Нижнеусинская низина, в среднем - Косью-Роговская и Усинско-Лемвинская низины. Нижнеусинскую и Косью-Роговскую низины разделяет четко выраженная крупная тектоническая гряда - кряж Чернышева. В свою очередь Косью-Роговская и Усинско-Лемвинская низины разделены хорошо выраженной грядой, пересекающей р. Усу в районе д. Тошпа и имеющей, по всей вероятности, также тектоническое происхождение, что отмечалось М.С. Калецкой еще в 1955 г . В определенные этапы геолого-геоморфологического развития долины р. Усы энергия реки была недостаточна для того, чтобы прорезать растущие тектонические гряды. Создавались условия для подпруживания реки. В этих подпруженных озеровидных водоемах в пределах Косью-Роговской и Усинско-Лемвинской низин и происходило накопление ленточных глин. Представляется рациональным связывать этап накопления широко распространенных и выдержанных по мощности ленточных глин второй надпойменной террасы с эпохой каргинской трансгрессии (ингрессии) полярного бассейна, когда уровень моря поднимался на высоту порядка 50- 70 м . Следует отметить, что абсолютные отметки уреза р. Усы в пределах Косью-Роговской низины составляют 45 м , в пределах Усинско-Лемвинской 51 м . Возможно, что на Полярном Урале в это время существовали ледники, сезонное таяние которых в условиях континентального климата обусловило четкую ритмику седиментации.

Помимо вышеописанных ленточных глин долины р. Усы, на территории Большеземельской тундры, в среднем и нижнем течении р. Печоры широко представлены ленточные глины, развитые на водоразделах. Здесь они встречаются на разной глубине в мощной толще серых валунных суглинков и глин, имеющих чрезвычайно широкое распространение на территории Печорской низменности. Наиболее часто их удается наблюдать в верхней части разреза толщи серых валунных суглинков и глин, где они образуют как бы переходов звено от суглинков к вышележащим пескам. Толща серых валунных суглинков содержит остатки раковин морских моллюсков, фораминифер и рассматривается нами вслед за А.И. Поповым [1961] и Б.Л. Афанасьевым [1961] как образовавшаяся в условиях шельфового полярного моря [Данилов, 1962].

Ленточные глины, залегающие в пределах самой толщи и выше ее, связаны с ней весьма постепенными переходами и имеют сходный минералогический состав (как глинистых, так и песчаных фракций).

Отличительной особенностью ленточных глин, связанных с толщей серых валунных суглинков, являются их менее четкая ритмичность и сильная раздробленность и перемятость.

Глины разбиты на многочисленные мелкие блоки, смещенные относительно друг друга. Отмечаются мелко гофрированные слои и слои, смятые в пологие антиклинальные складки; отдельные ленты выклиниваются. В ленточных глинах этого типа характерно присутствие очень редких и мелких выделений вивианита, а также прослоев мелкодробленого растительного детрита и тонких слоев намывного торфа.

Ленточные глины, залегающие в верхней части разреза толщи серых валунных суглинков, связаны с ними чрезвычайно постепенными переходами. В основании ленточных глин слоистость выражена неясно, часто встречаются прослои грубых несортированных суглинков; мощность лент составляет 0,5- 2,0 см . Вверх по разрезу прослои грубых суглинков исчезают, яснее выражена слоистость, мощность лент уменьшается до 1,0- 2,0 мм , ленточные глины приобретают наиболее четкий характер. В верхней части разреза слоистость глин становится вновь менее ясно выраженной, мощность отдельных лент увеличивается до 1- 2 см при резком преобладании песчаных прослоев и, наконец, ленточные глины постепенно переходят в горизонтально-слоистые пески, слагающие нижнюю часть разреза толщи песков и галечников, широко развитой в пределах водораздельных пространств Большеземельской тундры. Характер перехода серых валунных суглинков и глин вверх по разрезу в ленточные глины свидетельствует об их генетической близости. В разрезе левого берега р. Печоры выше пос. Хангурей наблюдался чрезвычайно постепенный переход ленточных глин вниз по разрезу в темно-серые морские глины с фауной и редкими валунами. Следовательно, если серые морские валунные суглинки и глины отлагались на шельфе открытого ледовитого моря (о чем свидетельствует состав фауны и валуны), то естественнее всего предполагать, что перекрывающие их ленточные глины накапливались в отчлененных лагунах мелеющего морского бассейна. Это предположение хорошо подтверждается результатами анализа микрофауны фораминифер, произведенного В.Я. Слободиным. Анализу были подвергнуты ленточные глины и супеси, а также подстилающие их серые валунные суглинки, вскрытые на правом берегу р. Воркуты в устье р. Сыр-Яги. Комплексы фораминифер в том и другом случае оказались весьма близкими. В ленточных глинах были обнаружены: Buccella hannai (Phleger et Parker) subsp. arctica Voloshin.; Cibicides sp. inded; Elphidium clavatum Cushman; E. orbiculare (Brady); E. incertum (Williamson); E. sp.; Cribroelphidium goesi (Stschedrina); Cassidulina islandica Norvang var. norvangi Thalmann; C. teretis Tappan, а в подстилающих их суглинках: Buccella hannai (Phleger et Parker) subsp. arctica Voloshin.; Elphidium clavatum Cushman; E. incertum (Williamson); E. orbiculare (Brady); E. sp. 1; E. sp. 2; Cassidulina islandica Norvang var. norvangi Thalmann.

Рисунок 4

Следует отметить, что тщательные и многочисленные анализы микрофауны из ленточных глин первой и второй надпойменных террас р. Усы и вмещающих их отложений показали полное отсутствие фораминифер. В то же время ленточные глины, связанные с толщей серых валунных суглинков и глин, не содержат пресноводных диатомей, а лишь переотложенные морские. Таким образом, можно с определенностью утверждать, что ленточные глины, залегающие над толщей серых валунных суглинков и глин, так же как и последние, представляют собой фациальную разновидность отложений полярного морского бассейна. Накопление их происходило в отчлененных от моря лагунах. Ленточные же глины, залегающие внутри толщи серых валунных суглинков и глин и содержащие тонкие прослои с растительными остатками и торфом, вероятно отвечают фазам обмеления морского бассейна. В то же время не исключена возможность, что в ряде случаев ленточные глины могли отлагаться и в замкнутых западинах морского дна, не подверженных (подобно тому, как это происходит сейчас на дне северных шельфовых морей) воздействию донных течений.

Рисунок 5

Материал статьи позволяет сделать вывод, что ленточные глины всех рассмотренных выше типов формировались вне непосредственной связи с покровным оледенением территории. В долине р. Усы ленточные глины отлагались в подпруженных озеровидных водоемах, расположенных на месте тектонических депрессий. Подпруживание водоемов было обусловлено локальными новейшими тектоническими движениями и, возможно, ингрессией моря. Ритмичность поступления материала в бассейны седиментации определялась, по всей вероятности, сезонным таянием горных ледников Полярного Урала в условиях континентального климата.

Ленточные глины, развитые в пределах водораздельных территорий, Большеземельской тундры и связанные с мощной толщей серых валунных суглинков и глин, отлагались в условиях полярного морского бассейна на дне отчлененных от моря лагун и в западинах рельефа морского шельфа.

 


ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев Б.Л. Неотектоника Печорского угольного бассейна и прилегающих районов Северного Приуралья. «Материалы по геологии и полезным ископаемым северо-востока Европейской части СССР». Геолтехиздат, М., 1961.

Данилов И.Д. Плейстоценовые отложения востока Большеземельской тундры и условия их образования. Изв. АН СССР, серия геогр., 1962, № 6.

Краснов И.И. Результаты изучения четвертичных отложений Большеземельской тундры и Печорской низменности. Бюлл. Комиссии по изуч. четверт. периода, 1947, № 9.

Ламакин В.В. О больших озерах рисской эпохи, существовавших на Средне-Печорской равнине. Бюлл. Комиссии по изуч. четверт. периода, 1948, № 13.

Попов А.И. Палеогеография плейстоцена Большеземельской тундры. Вестник МГУ, серия геогр., 1961, № 6.

 

 

 

 

Ссылка на статью: 

Данилов И.Д. Ленточные глины р. Печоры и Большеземельской тундры // Известия АН СССР. Сер. географ., 1967, № 2, с. 85-90.






eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz