| ||
УДК 561.89(571.51) |
При полевых почвенных исследованиях, проводившихся летом
Район исследования находится в зоне распространения сплошной вечной
мерзлоты; мощность многолетнемерзлой толщи в пределах собственно
каргинской террасы колеблется от 250 до Исследуемая территория расположена в подзоне южной кустарниковой тундры; здесь широко распространены кустарники (ольховник, карликовая березка и ивы - сизая, шерстистая и др.), кустарнички (брусника, голубика, багульник) и мхи (Aulacomnium polustre, Pleurozium Schreberi и др.) при незначительном участии лишайников (Cladonia sylvatica, Cladonia rangiferina, Cetraria cucullata и др.). Травянистые растения, из которых наиболее обычны пушица влагалищная, осоки - гиперборейская, круглая, малоцветковая и некоторые злаки (мятлик живородящий, овсяница красная, вейник незамечаемый), не образуют сомкнутого покрова и распределены неравномерно. Кустарниковые и кустарничково-осоково-моховые тундры чередуются с моховыми и мохово-лишайниковыми ерниками, развившимися в местах скопления снега. Большие площади в районе заняты хвощево-злаковыми сообществами на местах ольховниковых гарей. В защищенных от ветра и хорошо укрытых снегом местах развиваются нивальные лужайки с богатым и красочным разнотравьем и бобовыми. К положительным формам рельефа приурочены пятнистые кустарничково- и разнотравно-осоково-моховые тундры с пятнами-медальонами грунта. Значительные площади занимают низинные осоковые, осоково- и пушицево-осоково-моховые болота.
Поверхность каргинской террасы (ширина 1,5-
В пределах одного из таких торфяников (в 1) пушицево-кустарничково-моховые (иногда с морошкой) ассоциации сухих плоских полигонов; 2) пушицево-осоково-моховые ассоциации плоских обводненных мочажин; 3) ерниково-багульниково-моховые или пушицево-осоково-моховые (в зависимости от увлажнения) ассоциации межполигональных трещин. Разрезы, глубина которых ограничена мощностью деятельного слоя, заложены в центральных частях полигонов и вскрыли морфологически резко отличные слои торфа.
Разрез
I.
Атт
4-
АтII
16-
АтIII 28-
Разрез
II.
Атт
3-
АтII
10-
АтIII
33-
Толща торфа залегает значительно ниже верхней границы мерзлоты и
достигает, согласно данным бурения, глубины Спорово-пыльцевые диаграммы разрезов почти тождественны (видовой состав, количественные соотношения и распределение по профилю), что свидетельствует об отражении общих для района, а не локальных изменений растительного покрова за время накопления исследуемой толщи торфа.
Анализ диаграммы разреза
II
(рисунок) выявляет резкие количественные изменения наиболее важных
компонентов комплекса. В нижнем образце торфа (33-
В спектре верхнего образца (3- Таким образом, палинологические данные четко рисуют картину изменений характера окружающей растительности. Во время накопления нижнего из вскрытых в разрезах слоев торфа большие площади территории были заняты еловыми и лиственничными лесами с примесью березы (участками водораздельных или долинных лесов). Постепенно роль ели в древостое уменьшалась, еловые леса, видимо, самоизреживались и замещались участками чистых березняков. Постепенно все лесные формации отступили к югу, уступив свое место тундровым сообществам современного облика. Как уже известно из многочисленных работ палеоботаников, такие серьезные изменения растительного покрова тундровой зоны вызывались колебаниями климата в голоцене. Несмотря на отсутствие абсолютных датировок времени накопления слоев исследуемого торфяника, можно, по-видимому, с большой долей достоверности связывать существование еловых лесов на изучаемой территории с климатическим оптимумом голоцена, возможно, с его концом, характеризовавшимся не только большими годовыми температурами, но и несколько большей влажностью.
ЛИТЕРАТУРА 1. Пономарев В.М. Геотермическая ступень в арктической области вечной мерзлоты СССР. - «Тр. ин-та мерзлотоведения АН СССР», 1953, т. XII.
2.
Сухорукова С.С.
Литология и условия образования четвертичных отложений Европейского Севера. Новосибирск, 1975.
3.
Шевелева Н.С., Хомичевская Л.С.
Геокриологические условия Енисейского Севера. М., «Наука», 1967. A.I.
Achkasov, G.G.
Kartashova
From the data of palinological analysis of peat samples
from a frozen peat bog in the area of Ust-Port, some peculiarities of
the dynamics of paleogeographical conditions in the area under study are
discussed. Considerable spread in the past of fir forests on the
territory now within the limits of the tundra zone, which was
established from the analysis results, is thought to be related to the
time of the climatic optimum of Holocene (to its end). A brief
characterization is given of the relief, the rocks composing it, and the
vegetative cover of the area as well as a morphological description of the activity of a peat-bog layer laid bare in two sections. |
Ссылка на статью: Ачкасов А.И.,
Карташова Г.Г.
Некоторые данные палинологического анализа голоценового торфяника района
Усть-Порта // Вестник Московского
университета. Сер. география, 1977, № 3, с. 113-117. |