Ж.М. Белорусова

БЫЛО ЛИ ПОКРОВНОЕ ОЛЕДЕНЕНИЕ НА ТАЗОВСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ?

скачать *pdf

   

Академик В.А. Обручев в 1931 г . высказал мнение о сплошном оледенении Севера Азии в четвертичный период. В 1933 г . он отказался от своей гипотезы: в восточной Сибири были обнаружены районы, не подвергавшиеся покровному оледенению. Однако, для Западной Сибири предположение о сплошном оледенении по-прежнему касалось всей северной ее части. В литературе известны лишь попытки выделения в пределах Севера низменности отдельных районов, не подвергавшихся оледенению. К числу таких районов относились полуострова Ямал, Гыдан и Тазовский и низовья рек Оби и Енисея. Попытки выделения на Севере Западной Сибири, не покрывавшихся льдами областей, не имели успеха. В настоящее время идея сплошного оледенения Севера Западной Сибири поддерживается большинством исследователей.

В различных работах разными авторами на территории Тазовского п-ова выделено в общей сложности пять оледенений:

1. Нижнечетвертичное (древнее) - Q12.

2. Максимальное (самаровское) - Q22.

3. Тазовское (оледенение или стадия) - Q24.

4. Первое верхнечетвертичное - Q31.

5. Второе верхнечетвертичное (зырянское) - Q32.

Принимая участие в работе Салехардской экспедиции ВНИГРИ, автор имел возможность в течение двух полевых сезонов 1957 и 1958 гг. посетить юго-западную и центральную части Тазовского п-ова (рис. 1).

Рисунок 1

В результате личных исследований и анализа фактического материала, собранного другими исследователями, мы пришли к выводу об отсутствии покровного оледенения на Тазовском полуострове.

Рассмотрим материалы, относящиеся к интересующему нас вопросу.

Древнее оледенение. Отложения нижнечетвертичного (древнего) оледенения никем на дневной поверхности не обнаружены. Они выделены условно как ледниковые [Алявдин, Мокин, 1958] только в скважинах Ныдинской (в интервале 164- 172 м ) и Самбургской (в интервале 162- 167 м ). Сами авторы [1958, стр 22], однако, считают обоснованность их выделения недостаточной.

Максимальное оледенение. Ледниковые отложения максимального (самаровского) оледенения, мощностью 45,6 м , вскрыты Ныдинской скважиной в интервале от 65 до 110 м . Они представлены толщей серых неслоистых суглинков с включением гравия и гальки (кремня, кварца и реже опок, песчаников и сланцев). Крупный валунный материал ветречается весьма редко. На дневной поверхности отложения максимального оледенения в пределах Тазовского п-ова нигде не отмечены. Что касается «ледниковых» отложений, вскрытых Ныдинской скважиной, то можно сказать, что условия их накопления (а следовательно, и генезис) остаются до конца невыясненными.

В 20- 30 км от с. Ныда рядом скважин механического бурения (ВНИГРИ, 1958) вскрыт разрез четвертичных отложений, мощностью до 101 м . При просмотре керна ледниковые отложения не были обнаружены. В интервале, соответствующем «ледниковым» отложениям Ныдинской скважины, залегают салемальские осадки, среди которых выделяются неслоистые мореноподобные разности. Эти мореноподобные отложения ни в коем случае не могут быть приняты за самостоятельные ледниковые горизонты.

Сочетание слоистых и мореноподобных осадков салемальской свиты, их переход друг в друга наблюдались нами неоднократно в естественных обнажениях на берегу Обской губы. Мореноподобные отложения представлены темно-серыми, иногда почти черными суглинками и супесями, мелкокомковатыми и комковато-оскольчатыми, с редкими обломками лигнитизированной, сильно обуглившейся древесины с гравием, галькой и небольшими валунами. Переход слоистых суглинков и супесей типично салемальского облика в неслоистые мореноподобные - постепенный как по мощности, так и по простиранию. Эти наблюдения еще раз подтверждают выводы Г.И. Лазукова [1957] об одновременном образовании рассматриваемых отложений и своеобразных условиях их накопления. По Г.И. Лазукову, мореноподобные осадки отлагались в морском бассейне путем приноса их льдами.

Рассмотренные выше осадки являются гляциально-морскими и не могут свидетельствовать о наличии покровного оледенения на Тазовском п-ове в среднечетвертичное время.

Тазовское оледенение. Отсутствие типично ледниковых отложений привело к выводу об особом ямало-тазовском типе ледниковых отложений и заставило выдвинуть гипотезу о существовании тазовского центра оледепенпя [Обручев, 1931; Нагинский, 1953]. Никаких данных для выделения тазовского оледенения или тазовской стадии по унифицированной стратиграфической схеме 1956 г . нет. Нигде на Тазовском п-ове при проведении планомерной геологической съемки (в масштабе 1 : 1 000 000) соответствующие отложения не обнаружены.

Первое верхнечетвертичное оледенение. Отложения первого верхне- четвертичного оледенения выделены геологами ВСЕГЕИ [Алявдин, Мокин, 1958] при составлении листа Q-43 Государственной геологической карты масштаба 1 : 1 000 000. По их мнению, салемальские и сангомпанские осадки являются самостоятельными межледниковыми горизонтами, разделенными отложениями первого верхнечетвертичного оледенения. По описанию ледниковые отложения представлены серыми и желто-серыми, плохо сортированными, неслоистыми суглинками и супесями с включением и линзами песка, с гравием, галькой и отдельными валунами. Они выходят в ряде естественных обнажений. Абсолютная отметка кровли их равна 24 м . В качестве примера и опорного разреза авторами [Алявдин, Мокин, 1958] приводится обнажение на правобережье Обской губы южнее устья р. Нижняя Хадыта. В основании обнажения на расстоянии 2 км ими выделены ледниковые отложения первого верхнечетвертичного оледенения мощностью до 3 м , перекрытые межледниковыми верхнечетвертичными песками.

Летом 1958 г . автором вместе с Н.Г. Чочиа, Г.И. Лазуковым и Г.И. Гончаровым был изучен береговой обрыв Обской губы от устья р. Нижняя Хадыта до устья р. Ано-Харвута. В геоморфологическом отношении в районе выхода «ледниковых отложений первого верхнечетвертичного оледенения» отчетливо выделяются два уровня: пляж с абсолютными отметками от 0 до 1,5 м , шириной 50- 100 м , и ровная, плоская поверхность озерно-аллювиальной равнины, возвышающейся над урезом воды на 35- 40 м . Склон озерно-аллювиальной равнины интенсивно расчленен оврагами и балками. В основании склона вскрываются салемальские отложения, представленные суглинками, супесями и песками. Изученные супеси и суглинки нельзя назвать валунно-галечниковыми [Алявдин, Мокин, 1958, стр 30], так как в коренном залегании галька и особенно валуны встречаются в виде единичных включений. Почти все суглинки и супеси имеют тонкую горизонтальную слоистость благодаря присыпкам алевритового материала. Иногда в слоистых суглинках и супесях наблюдаются пачки неслоистых разностей.

Вся толща салемальских отложений, мощностью до 30 м , несмотря на сочетание слоистых и неслоистых разностей, имеет однородный характер и в ней не обнаружены самостоятельные ледниковые горизонты. В описываемых супесчано-суглинистых отложениях встречена только линза песка, принятая, по-видимому, предыдущими исследователями за межледниковые отложения. Песок - светло-серый, почти белый, мелко- и среднезернистый, кварцевый, хорошо промытый от пылеватых частиц. Мощность линзы колеблется от 1 до 12 м . Она прослеживается на расстоянии более 1,5 км и постепенно выклинивается.

Не говоря о том, что нашими наблюдениями не подтвердилось ледниковое происхождение вышеописанных отложений, трудно допустить возможность покровного оледенения в период между салемальским и сангомпанским бассейнами. Салемальский и сангомпанский бассейны являются, как известно, окраинными частями санчуговского и казанцевского бассейнов. Санчуговские и казанцевские отложения выделяются на Тазовском п-ове примерно к северу от 68° с. ш., салемальскне и сангомпанские - к югу. Салемальские и сангомпанские отложения отличаются от синхронных им санчуговских и казанцевских по своему литологическому составу, содержанию диатомовой флоры и фауны. Эти отличия позволяют рассматривать санчуговские и казанцевские отложения как типично морские, а салемальские и сангомпанские - как прибрежно-морские. Поскольку накопление салемальских и сангомпанских осадков происходило в основном в прибрежно-морских условиях, они содержат значительно больше, по сравнению с санчуговскими и казанцевскими, обломочного материала. Резкий переход салемальских отложений в сангомпанские, обогащение переходной зоны гравийно-галечниковым материалом еще не дает возможности выделять рассматриваемые отложения в самостоятельные межледниковые горизонты.

Зырянское (второе верхнечетвертичное) оледенение. Ледниковые формы рельефа и отложения последнего (зырянского) оледенения выделены как на севере, так и на юге Тазовского п-ова. Вопрос о зырянском оледенении мы рассмотрим на примере одного района с хорошо выраженным линейно-грядовым рельефом, относимым предыдущими исследователями [Бойцов, Максименко, 1954] к конечно-моренному ледниковому поясу. Этот район расположен на правобережье р. Хадуттэ примерно от верховьев ее до устья р. Нижняя Хабирутта (см. рис. 1). Ширина полосы линейно-грядового рельефа равна 20- 25 км , абсолютные высоты колеблются от 40-45 до 60- 80 м . Гряды имеют северо-восточное простирание, в районе оз. Вопкар отмечается смыкание гряд северо-восточного и северо-западного направлений. Дешифрирование аэрофотоснимков всего Тазовского п-ова позволяет говорить о том, что этот район является классическим по степени выраженности грядового рельефа, его четкой ориентированности и возможной увязки с краевыми образованиями последнего оледенения.

Летом 1958 г . было организовано специальное посещение линейно-грядового рельефа правобережья р. Хадуттэ, проведенное автором вместе с Н.Г. Чочиа и Г.И Лазуковым. Детальные исследования этого района позволили вполне определенно отвергнуть мнение о покровном оледенении центральной части Тазовского п-ова в это время.

На изученных грядах совершенно отсутствуют ледниковые отложения. Более того, мощность четвертичных отложений колеблется здесь от 0 до 5 м . Представлены они в основном песком с гравием и галькой на поверхности выдувов. Галька и гравий в коренном залегании встречаются редко. Четвертичные отложения в районе оз. Вопкар приурочены к высотам 40- 45 м и являются озерно-аллювиальными. На высотах 60- 80 м развиты озерно-болотные отложения, местами встречаются салемальские, реже сангомпанские. Сами гряды сложены третичными отложениями, чаще всего диатомовыми глинами ирбитской свиты (Pg22+3ir).

Гряды хорошо выражены в рельефе и четко прослеживаются на аэрофотоснимках. Относительная высота гряд колеблется от 4 до 20 м . Склоны гряд, обращенные к озерам крутые, противоположные - пологие (рис. 2). Вершинная часть гряд неровная, с колебаниями до 2- 3 м , иногда с небольшими просадками. В межгрядовых понижениях встречаются термокарстовые западины. Все гряды этого района, как правило, имеют мерзлотно-тектоническое происхождение. Гряды, вернее диатомиты, слагающие их, не могут быть отторженцами, прикрытыми маломощным чехлом «специфических» ледниковых отложений. Это предположение опровергает выявленная в этом районе крупная антиклинальная зона, ядро которой сложено диатомитами ирбитской свиты (Pg22+3ir), крылья - отложениями чеганской (Pg23 - Рg31 ch), салабадской (Pg31-2slb) и атлымской (Pg32 atl) свит. Направление гряд обусловлено в основном тектоническими причинами. Смыкание гряд в районе оз. Вопкар соответствует периклинальному замыканию структуры, а не определяет выступы края мертвого льда, а тем более смыкание уральского и сибирского ледниковых покровов.

Рисунок 2

Кроме ориентированного линейно-грядового рельефа правобережья р. Хадуттэ, нами были изучены одиночные гряды и холмы, расположенные в западной части Тазовского п-ова. Большинство из них сложено третичными отложениями - диатомовыми глинами и опоками (рис. 3).

Рисунок 3

Часть гряд образовалась в результате глубокого и густого эрозионного расчленения поверхности. Такие гряды являются второстепенными водоразделами рек и сложены озерно-аллювиальными, салемальскими или сангомпанскими отложениями. Многие гряды и холмы, особенно в районе главного водораздела Тазовского п-ова, представляют собой торфяные бугры пучения. Нигде на изученной нами площади не были встречены ледниковые формы рельефа и четвертичные отложения, генетически связанные с покровным оледенением.

К этому следует добавить, что сотрудниками Нефтяного института (А.В. Андреевым, Ю.Ф. Андреевым и З.С. Сталь), работавшими в восточной части Тазовского п-ова, также не были обнаружены ледниковые отложения и соответствующие им формы рельефа.

Пересмотр фактического материала по всему Тазовскому п-ову показывает, что выделение ледниковых отложений зырянского времени на территории к северу от 68° с.ш. проведено условно, в основном по обилию гравийно-галечникового материала в песчаных отложениях (В.С. Лoмаченков, Н.А. Тимашков, 1954 г.).

Как известно, в кровле сангомпанских отложений, представленных обычно песками, также наблюдается скопление гравия и гальки. Если учесть, что граница между сангомпанскими и зырянскими отложениями является наиболее трудно устанавливаемой во всем разрезе четвертичных отложений Севера Западной Сибири, то выделение ледниковых отложений по обилию обломочного материала следует считать ненадежным. «Ледниковые» формы рельефа многими геологами выделяются очень осторожно и именуются: «рельеф типа камов», «рельеф типа зандров» и т.д. Отсутствие типично ледниковых отложений и форм рельефа некоторые исследователи пытаются подменить особым типом ледниковых отложений и ледникового рельефа.

Нам кажется, проще и вернее отсутствие ледниковых форм рельефа и отложений рассматривать как факт, говорящий об отсутствии покровного оледенения.

Отсутствие следов покровного оледенения на Тазовском п-ове позволяет предполагать, что оледенение Западной Сибири в четвертичное время не было сплошным.

Все эти выводы имеют прямое отношение к проблеме перспектив нефтегазоносности Западной Сибири. Отсутствие покровного оледенения на столь большой площади позволяет теоретически обосновать возможность постановки обычных геологических работ с применением мелкого бурения, вскрывающего на незначительной глубине третичные отложения. Формы рельефа, считавшиеся до сих пор ледниково-аккумулятивными, можно увязать с простиранием дочетвертичных структур.

Таким образом, наиболее интересными районами в структурно-тектоническом отношении являются районы линейно-грядового рельефа. В этих районах, выявленных в камеральных условиях путем дешифрирования аэрофотоснимков, должны быть поставлены в первую очередь геологоразведочные работы.

 

ЛИТЕРАТУРА

Алявдин Ф.А., Мокин Н.П. Объяснительная записка к листу Q-43 Государственной геологической карты. М., 1958.

Андреев А.В., Сталь З.С. Геологическое строение и геоморфология левобережья р. Пур. Рукоп., фонды ВНИГРИ, Л., 1958

Андреев А.В., Андреев Ю.Ф. и др. под общей редакцией Н.Г. Чочиа. Геологическое строение и геоморфология северной части Западно-Сибирской низменности в связи с поисками нефти и газа. Рукоп., фонды ВНИГРИ, Л., 1958.

Бойцов М.Н., Максименко С.Г. Отчет партии № 3 по геолого-геоморфологической съемке масштаба 1 : 1 000 000 южной части Тазовского полуострова в 1953 г., рукоп., фонды ВНИГРИ, Л., 1954.

Лазуков Г.И. К вопросу о стратиграфическом расчленении четвертичных отложений бассейна нижней Оби. Тр. Межвед. совещ. по стратиграфии Сибири, Гостоптехиздат, 1957.

Нагинский Н.А. Взгляды академика В.А. Обручева на историю оледенения Западно-Сибирской низменности в свете общих вопросов динамики ледниковых покровов. Бюлл. Комис. по изуч. четверт. периода, № 19, 1953.

Обручев В.А. Признаки ледникового периода в северной и центральной Азии. Бюлл. Комис. по изуч. четверт. периода, № 3, 1931.

Чирва С.А., Белорусова Ж.М. Геология и геоморфология юго-западной части Тазовского полуострова. Рукоп., фонды ВНИГРИ, Л., 1958.

 

 

 

Ссылка на статью: 

Белорусова Ж.М. Было ли покровное оледенение на Тазовском полуострове? Геология и геохимия. 1960. Выпуск 3 (IX), с. 95-101.



 



eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz