1Гладыш В.А., 1Логвина Е.А., 2Нестеров А.В., 2Кубышкин Н.В.

ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ ЛИТОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МОРСКОМ СУДОХОДНОМ КАНАЛЕ ПОРТА САБЕТТА

Скачать *pdf

 

1 - ФГБУ «ВНИИОкеангеология», г. Санкт-Петербург

2 - ФГБУ «ААНИИ», г. Санкт-Петербург,

 

   

Аннотация: в статье представлены оценка интенсивности литодинамических процессов и результаты расчетов заносимости для морского судоходного канала порта Сабетта (полуостров Ямал) на основе данных комплексных инженерных изысканий, проводившихся в полевые сезоны 2011-2013 гг. Заносимость канала оценена методами сейсмической стратиграфии, седиментационных ловушек и вновь предложенным методом «искусственных каналов». Приведен расчет объема наносов, вносимых в канал в результате экзарации. Интенсивность литодинамических процессов оценена как высокая или очень высокая на севере канала и как средняя или высокая в центральной и южной его частях.

Ключевые слова: заносимость; литодинамика; аккумуляция; экзарация; метод искусственных каналов; порт Сабетта; полуостров Ямал; Обская губа.

 


Введение

Проектирование объектов арктического морского порта в районе поселка Сабетта на полуострове Ямал началось в 2011 году. С лета 2012 года ведется строительство этого порта - ключевого объекта инфраструктуры в проекте ОАО «Ямал СПГ» (ОАО «НОВАТЭК»), концерна TOTAL, Китайской национальной нефтегазовой корпорации и Фонда Шелкового пути. В перспективе он будет многофункциональным узлом Северного морского пути.

Работы проводятся в соответствии с функциональными направлениями национальной морской политики в области морского транспорта, отраженными в Морской доктрине РФ на период до 2020 года. Ожидается, что порт Сабетта станет отправной точкой для экспорта не только сжиженного газа с полуострова Ямал, но и зерна из Сибири, металлов с Урала, угля из Кузбасса, нефтепродуктов из Татарстана и Башкортостана. Благодаря его строительству можно будет сэкономить до 30% средств на транспортировке по Северному морскому пути и повысить загрузку последнего приблизительно в 60 раз (к 2030 году). Это позволит сохранить Северный морской путь как национальную транспортную коммуникацию с возможностью международного использования, конкурентоспособную по отношению к традиционным морским маршрутам по качеству транспортных услуг и безопасности мореплавания [13].

Субаквальная часть порта Сабетта строится в составе объектов обустройства Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и включает акваторию порта, подходной и морской судоходные каналы.

В соответствии с проектной документацией морской судоходный канал должен быть глубиной не менее 15,1 м, длиной 49 км и шириной 295 м [11] (рис. 1).

Рисунок 1

В 2014 году начаты дноуглубительные работы по строительству основных гидротехнических объектов порта Сабетта - подходного и морского судоходных каналов, а также акватории порта. По предварительным оценкам, общий объем дноуглубительных работ составит около 70 млн м3 [11].

Строительство каналов и их эксплуатация неразрывно связаны с процессами заносимости. Дноуглубительные работы в районах с высокой литодинамической активностью являются обязательными как на этапе строительства, так и в процессе эксплуатации каналов. Поддержание объявленных глубин определяется объемами ремонтных дноуглубительных работ, стоимость которых напрямую зависит от объемов наносов. Расчеты заносимости требуют высокой инженерно-гидрографической, инженерно-гидрометеорологической и инженерно-геологической изученности региона. Актуальность этих исследований предполагает применение разнообразных методов.

Хорошо известная расчетная методика, основанная на методах, рассмотренных в руководстве [12], и учитывающая максимальное количество факторов, влияющих на заносимость, была применена авторами данной статьи ранее [6].

Настоящая работа выполнена с целью усовершенствования существующих методов оценки литодинамической активности и заносимости гидротехнических сооружений на основании данных мониторинговых исследований.

 

Характеристика района работ

Морской канал находится в северной (мористой) части Обской губы и пересекает Северообский бар, ограниченный параллелями 71,9 и 72,6° с.ш. и характеризующийся глубиной менее 15 м (см. рис. 1). Южнее и севернее бара глубина моря возрастает до 20 м.

Поверхностные отложения береговой зоны до глубины 5-7 м представлены мелкими и пылеватыми песками, в глубоководной части - илами. Берега различны - от низменных аккумулятивных до обрывистых абразионных [13].

Климат района исследований - морской арктический, характеризующийся суровой зимой и холодным летом, частыми туманами и неустойчивой погодой в течение всего года. Его особенности обусловлены несколькими факторами, главными из которых являются географическое (высокоширотное) положение района и особенности атмосферной циркуляции. Зимой преобладают ветры южных направлений, летом - северных. Среднемесячная скорость ветра - 5–7 м/с с порывами до 45 м/с [16] (см. рис. 1). Теплые месяцы - июль и август со средними температурами воздуха плюс 5–6 °С, холодные - январь и февраль (–25÷–26 °С).

Гидрологический режим определяется климатическими условиями, стоком реки Обь, а также водообменом с Карским морем. Течения в районе работ суммируются из постоянных (стоковых), приливных и ветровых. Наибольшие скорости суммарного течения в северной части губы достигают 3 узлов при сильных южных ветрах и сизигийном отливе. Колебания уровня моря определяются приливной волной и сгонно-нагонными явлениями. Приливная волна проникает в район работ из Карского моря. Максимальная амплитуда суммарных колебаний уровня на севере района у мыса Дровяной составляет 3,1 м. По данным наблюдений 2011-2012 годов, максимальная высота волны составила 2,7 м при средней величине 0,6 м. Направление волн соответствует направлению ветров. Наибольшую повторяемость имеют волны высотой до 0,5 м. Средний период волнения составляет 3,0–4,4 с. Средний период волн с повторяемостью более 50% - 3,2–3,6 с. Период спектрального максимума находится в пределах 3,4-5,7 с. Наибольшая повторяемость волнения с периодом спектрального максимума - 4,0-4,2 с. Средняя длина волн составляет 14,0-30,6 м (при среднем значении 18,6 м), наибольшую повторяемость имеет длина 16-20 м.

Температура поверхностных вод в августе достигает плюс 8,4 °С, придонные воды в течение всего лета могут иметь отрицательные температуры. Соленость воды в летний период в поверхностном слое колеблется от 1,5 до 22‰, у дна - от 15 до 30‰.

Осенью устойчивый переход температуры воды через 0 °С и начало устойчивого ледообразования в среднем происходят в первой декаде октября. Устойчивый припай образуется в начале третьей декады октября.

Весной переход температуры воды через 0 °С происходит в конце мая. Разрушение припая происходит в начале второй декады июля, а окончательное очищение района ото льда - в середине третьей декады июля. Продолжительность ледового периода в среднем составляет 296 дней, максимум - 317 дней. Максимальная толщина ровного льда может достигать к маю 210 см.

Для района исследований характерно существование прибрежных гряд торосов и навалов льда на берег, что в зависимости от особенностей берега и прибрежного мелководья приводит к формированию от двух до пяти валов торошения и стамухообразования. Кроме того, в Обской губе ежегодно образуются так называемые региональные продольные и поперечные разломы льда, которые существуют на протяжении всего ледового сезона в виде сходящихся и расходящихся трещин и разводий.

 

Методы исследований

В данной работе были использованы собственные, опубликованные и фондовые материалы морфолитодинамических, геолого-геоморфологических, геофизических и гидрометеорологических (гидрологических) исследований, полученные в ходе полного цикла инженерных изысканий в 2011-2013 годах. Изыскания выполнялись ГУ «ААНИИ», ОАО «АМИГЭ», ООО «Севзапгидропроект», ООО «НПА «Севморгеология», ООО «Фертоинг», ФГУП «ВНИИОкеангеология им. И.С. Грамберга», ООО «НПП «Ленарк» и другими организациями.

Для оценки скорости осадконакопления использовались седиментационные ловушки ЛС-250-450 с сечением сбора 254 см2 («НПП «Ленарк», рис. 2), разработанные специально для мелководных условий. Ловушки устанавливались на дно вдоль канала в полевые сезоны 2012 и 2013 годов (см. рис. 1).

Рисунок 2

Площадное обследование рельефа дна осуществлялось многолучевыми эхолотами (МЛЭ) SeaBat 8111 (производства компании RESON), EM 2040 Compact (Kongsberg Maritime) и SeaBat T20-P (Teledyne RESON). Эти работы выполнялись ООО «Севзапгидропроект» (2011г. [14]), ФГУП «ВНИИОкеангеология им. И.С. Грамберга» (2012 г.) и «НПП «Ленарк» (2013 г.) соответственно.

Для изучения деформаций дна и исследования верхней части разреза в 2012-2013 годах была проведена съемка морским гидроакустическим комплексом «СОНИК-9Л» («НПП «Ленарк»). Этот комплекс включает трехчастотный гидролокатор бокового обзора (ГЛБО) с рабочими частотами 100, 200, 350 кГц и сейсмоакустический профилограф высокого разрешения для выполнения непрерывного сейсмоакустического профилирования (НСП) в полосе частот 6-16 кГц при длительности импульса излучения 100 мкс.

Съемка МЛЭ, ГЛБО и НСП выполнялась по системе галсов, параллельных оси канала (см. рис. 1), при расстоянии между смежными галсами не более 40 м. Общая ширина полосы гидролокационного обследования составила около 800 м, длина галсов - более 50 км, общая площадь съемки - более 40 км2. Для проведения съемочных работ акватория проектируемого канала была поделена на 7 равных секций протяженностью 7,25 км каждая (см. рис. 1).

Анализ гидрометеорологической (гидрологической) обстановки проводился на основании архивных и опубликованных данных многолетних наблюдений ФГБУ «ААНИИ». Сведения о морфолитодинамических, геолого-геоморфологических и литологических особенностях региона были получены при анализе собственных, архивных и опубликованных данных [1–3, 8–10, 14–16]. При этом использовались работы, посвященные вопросам, связанным с речными наносами и русловыми процессами в целом (основные из этих публикаций перечислены на веб-сайте [5]).

 

Оценка интенсивности литодинамических процессов

Формирование Северообского бара, на котором расположен рассматриваемый морской канал, обусловлено положением зоны смешения морских и пресных вод - депоцентра седиментосистемы, области действия маргинального фильтра. Здесь коагулируют и массово выпадают в осадок частицы пелитовой размерности, обладающие свойствами природных коллоидов. В пределах маргинального фильтра Оби значения потоков осадочного вещества достигают 1 321 мг/(м2·сут) [4].

Действие маргинального фильтра в районе Северообского бара неоднократно визуально наблюдалось в спокойную ясную погоду. Темные прозрачные соленые воды Карского моря во время прилива проникают в толщу мутной пресной обской воды, оттесняя ее к берегам. Фронт взаимодействия этих вод сопровождается бурным пенообразованием.

Величина заносимости морского канала характеризуется тремя основными факторами - фоновым заилением за счет осаждения взвеси, перемещениями влекомых наносов за счет ветрового волнения и под влиянием течений и перемещением/переносом донного материала вследствие ледовой экзарации.

Механизм взвешивания частиц определяется такими основными факторами, как:

• морфологические особенности морского дна;

• геометрическая форма, гидравлическая крупность, концентрация (мутность) частиц;

• шероховатость частиц;

• связанность между частицами, лежащими на дне;

• лобовое сопротивление движению частиц;

• физическая плотность вещества частиц и вязкость среды, зависящая от температуры и солености воды;

• средняя придонная скорость течений;

• распределение скоростей течений по глубине и ширине водной толщи;

• степень структурной турбулентности по вертикали и по горизонтали;

• циркуляционные течения;

• особенности поля волн в акватории и распределение их высот.

Под влекомыми принято понимать наносы, перемещающиеся в придонном слое потока путем перекатывания, скольжения, сальтации. При изменении скорости течения, глубины и других гидравлических элементов водного потока меняются условия движения наносов. Частицы, переносившиеся потоком во взвешенном состоянии, могут стать влекомыми наносами, влекомые - могут перестать двигаться или перейти во взвешенное состояние, неподвижные - прийти в движение.

Эстуарий Обской губы сочетает гидрологические характеристики и приливно-отливного моря, и реки, и залива. На перенос влекомых наносов в нем оказывают влияние также течения, характерные для вышеуказанных типов водоемов. Скорости стокового течения невелики (не более 4 см/с) и не оказывают воздействия на движение влекомых наносов. Скорости приливно-отливных течений значительны (максимальные из них - до 3 узлов), однако на сегодняшний день не существует достаточно хорошей методики для расчета перемещений влекомых наносов как для рек с постоянными стоковыми течениями, так и для реверсивных приливно-отливных течений.

Рисунок 3

Для оценки заносимости канала влекомыми наносами авторами статьи [6] ранее был произведен расчет по методике Л.А. Логачева [16]. Исходными данными для расчета являлись: состав и свойства грунтов; глубины моря в районе строительства канала; глубина прорези канала; высоты волнения 1%-ной обеспеченности; величины приливов и отливов; степень проявления сгонно-нагонных явлений; продолжительность безледного периода. Параметры волнового режима рассчитывались для ветров северных направлений, доминирующих в безледный период времени. Расчетные экстремальные высоты волн соответствуют экстремальным ветрам и, соответственно, максимальным нагонным значениям уровня. В результате расчетов были получены помесячные и годовые значения мощности слоя влекомых наносов Н. Расчет производился для 11 точек (с юга на север), расположенных по оси канала с интервалом 5 км, для безледного периода (рис. 3, табл. 1). В качестве исходной использовалась отметка дноуглубления минус 16 м в Балтийской системе высот 1977 года (БСВ-77).

Таблица 1

Рассчитанные значения заносимости варьируют в пределах 37-362 мм/год с минимальными величинами на севере и юге канала и максимальными в его центральной части (см. рис. 3).

 

Метод сейсмической стратиграфии

Для оценки скоростей осадконакопления были изучены профили ГЛБО, совмещенные с НСП, отработанные по системе из 20 галсов (см. раздел «Методы исследований» и рис. 1), в сопоставлении с данными инженерно-геологического бурения [3, 15].

Практически на всех временных разрезах НСП прослеживаются оси синфазности, положения которых соответствуют границам стратиграфо-генетического комплекса, выделенного по данным бурения [15]. На приведенных на рис. 4 фрагментах съемки выделяется подошва глинистых осадков, проявляющаяся в виде неровного отражающего горизонта с многочисленными амплитудными аномалиями, прерывающимися зонами выхода рассеянного газа в ослабленных зонах (см. рис. 4, А). На некоторых более мелководных (12-13 м) участках граница залегания глинистых отложений полностью экранирована поверхностью газового фронта (рис. 4, Б), расположенного на поддонной глубине 1,5-3,0 м.

Рисунок 4

Грунты в интервале отражений от дна и горизонта, выделенного по подошве глинистых отложений в верхней части временных разрезов, представлены аллювиально-морскими глинистым илами и текучепластичными глинами верхненеоплейстоцен-голоценового комплекса. Данные пробоотбора показали, что поверхностный слой грунтов представлен глинистыми илами с большим содержанием органических веществ и плотностью влажного грунта (1,5÷1,6) ×103 кг/м3. Ниже по разрезу залегают аллювиальные, озерно-аллювиальные верхненеоплейстоценовые отложения каргинского горизонта, представленные текучими супесями, пылеватыми и мелкими песками [3, 15].

Распределение мощности верхненеоплейстоцен-голоценовых отложений по площади канала не является равномерным: на севере канала она варьирует в пределах 13-16 м, а в его центральной и южной частях граница стратиграфо-генетического комплекса расположена на поддонной глубине 22 м. Таким образом, скорости осадконакопления составляют 1,0–1,3 мм/год в северной части канала и до 1,9 мм/год в его центральной и южной частях.

 

Метод седиментационных ловушек

Седиментационные ловушки, улавливающие взвешенные и влекомые наносы, устанавливались на дно вдоль канала в безледный период (см. рис. 1). Полученные значения заносимости были экстраполированы на год. Средняя скорость осадконакопления по всей длине канала в среднем примерно составила:

• 100 г/(м2·сут) (май - июль 2012 г.);

• 43 г/(м2·сут) (август – сентябрь 2012 г.);

• 140 г/(м2·сут) с максимальными значениями 1 120 г/(м2·сут) в центральной части канала и минимальными величинами 100 г/(м2·сут) в его северной части (август - сентябрь 2013 г.).

С учетом средней плотности (влажного грунта) свежеосажденных (1,17 ×103 кг/м3) и консолидированных (1,3 ×103 кг/м3) отложений [3, 15] скорость осадконакопления в морском судоходном канале варьирует в пределах 31,2–349,4 мм/год.

 

Метод «искусственных каналов»

Метод «искусственных каналов» обычно заключается в проведении тестовых дноуглубительных работ с последующим наблюдением за их заносимостью с помощью промера глубин. Но в нашем случае этот метод был реализован без проведения тестового дноуглубления благодаря широко распространенной в районе исследований ледовой экзарации. Поскольку размеры борозд сопоставимы с размерами проектируемого канала, величины их заносимости должны быть с определенной долей вероятности близки между собой.

Рисунок 5

Анализ площадных обследований рельефа дна многолучевыми эхолотами в 2011–2013 годах позволил проанализировать динамику рельефа дна в исследованном районе. В северной части рассматриваемого канала (в секциях 7 и 6, см. рис. 1) были выделены две самые большие борозды ледовой экзарации различного размера. Более крупная из них, расположенная в секции 7, использовалась в качестве уменьшенной модели канала (табл. 1). Батиметрические карты выбранного сегмента и диаграммы глубин, проведенные вкрест простирания борозды, представлены на рис. 5. На фрагментах площадных обследований рельефа МЛЭ (см. рис. 5), выполненных в разные годы, хорошо прослеживается динамика изменений положения, глубины и заиления борозд выпахивания. В частности, глубина наиболее крупной борозды за два года сократилась на 60-70 см (в 2011-2012 гг. она составляла 35-40 см, в 2012-2013 гг. - 25-30 см). Заиление мелких борозд в 2011-2012 гг. происходило со скоростью 25-30 см/год, а в 2012-2013 гг. - со скоростью 15-20 см/год. Бортики обваловки более крупной борозды были размыты в 2011-2013 гг. на 5-10 см.

Таблица 2

В секции 6 (со средней глубиной моря 14,5 м) была также выбрана самая крупная борозда. Ее размер уступал описанной выше (табл. 2), и она была названа средней. Результаты сравнения площадных обследований рельефа МЛЭ и батиметрических данных 2011-2013 гг., полученных при исследовании этой борозды, представлены на рис. 6.

Рисунок 6

 

Расчет объема наносов, вносимых в канал в результате ледовой экзарации

Результаты исследований прошлых лет [1–3, 8–10, 14–16 и др.] показали, что ледовая экзарация в северной части Обской губы, где расположен объект исследований, имеет повсеместное распространение.

Для оценки объемов наносов, вносимых ледовыми образованиями, были проведены укрупненный анализ и статистическая обработка данных ледовой экзарации, полученных при площадных обследованиях рельефа МЛЭ в 2011-2013 годах. Для этого морской канал был условно разбит на 7 секций (см. рис. 1), статистические параметры каждой из которых представлены в табл. 3.

Таблица 3

Если принять, что киль отдельного ледового образования имеет усредненную эллиптическую форму и что объем привнесенных им наносов равен четверти объема эллипсоида, соответствующего по геометрическим параметрам борозде выпахивания, пересекающей кромку канала, то общий годовой объем привнесенных в канал наносов V можно определить как сумму наносов, внесенных килями новых ледовых образований:

 

где N - общее количество новых ледовых образований, возникших за год; i - номер новой борозды; Аi, Нi - соответственно глубина и ширина i-й борозды, пересекающей кромку канала.

Объем привнесенных наносов будет распределен по длине канала неравномерно. Наибольшее их количество будет сосредоточено в северной его части. Это обусловлено более высокой плотностью борозд выпахивания и их большей глубиной в этом месте.

Суммарный годовой объем наносов, дополнительно привнесенный в канал, оценивается величиной 4,46×104 м3/год. Наносы, вносимые в канал килями ледовых образований, будут откладываться в основном вдоль кромок. При проектных длине и ширине морского канала соответственно 49 и 0,295 км величина усредненной по площади заносимости канала составит 3,1 мм/год.

 

Выводы

Величины заносимости для морского судоходного канала порта Сабетта, полученные авторами настоящей статьи ранее в результате теоретического расчета (37-362 мм/год [6]), подтверждены методом «искусственных каналов» (250-380 мм/год (2012 г.) и 200-280 мм/год (2013 г.)) и методом седиментационных ловушек (31,2-349,4 мм/год). Фоновое осадконакопление, обусловленное в первую очередь действием маргинального фильтра и составляющее не более 1,8 мм/год, оценено методом сейсмостратиграфии. Дополнительные величины заносимости канала (до 3,1 мм/год) определены при расчете объема наносов, вносимых в канал в результате ледовой экзарации.

Полученные значения для годового слоя наносов в морском канале порта Сабетта несколько ниже усредненных величин заносимостей существующих гидротехнических сооружений в акваториях Российской Федерации. Основной причиной этого является небольшая продолжительность летнего (безледного) периода и, соответственно, периода штормов, в течение которого происходит передвижение основной массы влекомых наносов. Тем не менее интенсивность литодинамических процессов в рассмотренном канале оценивается как высокая/очень высокая в его северной части и как средняя/высокая в его центральной и южной частях.

 

Список литературы

1. Инженерные гидрометеорологические изыскания для проектирования объектов по сжижению и отгрузке природного газа в районе п. Сабетта: технический отчет: в 3 т. СПб.: Изд-во ААНИИ, 2011.

2. Комплекс работ по проведению гидрометеорологических исследований с целью дополнения и уточнения данных для проектирования объектов морского порта в районе п. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходных морского и подходного каналов в Обской губе и предоставление данных по выбору грузовых ледовых площадок в районе п. Сабетта для постановки судов под разгрузку, проведение мониторинга состояния ледового припая на время проведения подготовительных и грузовых работ в 2013 г.: технический отчет по проекту. СПб.: Изд-во ААНИИ, 2013. 337 c.

3. Летние экспедиционные работы в районе северо-восточной части п-ва Ямал: пояснительная записка по результатам дополнительных работ по объекту. Мурманск: изд-во АМИГЭ, 2010. 161 с.

4. Лисицын А.П. Маргинальный фильтр океанов // Океанология. 1994. Т. 34. № 5. С. 735–747.

5. Литература по русловым процессам // Веб-сайт «Русловые процессы». Дата обращения: 01.05.2017. URL: http://bedload.narod.ru/Channel/list.htm.

6. Логвина Е.А., Гладыш В.А., Кубышкин Н.В., Нестеров А.В., Виноградов Р.А. Оценка заносимости подходного и морского каналов к порту в поселке Сабетта полуострова Ямал // Проблемы Арктики и Антарктики. 2012. № 4. С. 105–120.

7. Лоция Карского моря. Часть II. Обь-Енисейский район. СПб.: Изд-во ГУНиО МО РФ, 2015.

8. Морские исследования в северной части Обской губы (район мыса Дровяной и о-ва Халэвнго) для выбора местоположения морского искусственного сооружения, включающего завод по сжижению природного газа, хранилище природного газа и терминал по отгрузке сжиженного природного газа и других углеводородов: технический отчет. Мурманск: Изд-во АМИГЭ, 2006. 106 с.

9. Обоснование необходимости сооружения ледозащитной дамбы и рекомендации по ее оптимальному расположению на основе анализа исходных данных: научно-технический отчет по проекту. СПб.: Изд-во ААНИИ, 2012. 126 с.

10. Освоение Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе (объекты подготовительного периода): технический отчет об инженерно-гидрометеорологических изысканиях. СПб.: Изд-во НПА «Севморгеология», 2011. ОМ 3.2. 87 с.

11. Порт Сабетта // Веб-сайт ГК «СК МОСТ». Дата обращения: 02.11.2016. URL: http://skmost.ru/objects/gidro/port-sabetta.

12. Руководство по методам исследований и расчетов перемещения наносов и динамики берегов при инженерных изысканиях / под ред. М.Н. Костяницына, Л.А. Логачева, Г.А. Зенковича. М.: Гидрометеоиздат, 1975. 239 с.

13. Спирин А.М., Чачин Д.А., Смирнов А.А. Круглогодичная навигация на порт Сабетта // Арктика: экология и экономика. 2015. № 3 (19). С. 88-95.

14. Строительство объектов морского порта в пос. Сабетта полуострова Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе. Морской канал. Инженерно-гидрографические работы и геофизические исследования: технический отчет об инженерно-гидрографических работах и геофизических исследованиях. СПб.: Изд-во ЗАО «НПП «Севзапгидропроект», 2011. Т. 4. 79 с.

15. Строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе (морской канал): технический отчет по объекту: в 2 т. Мурманск: Изд-во АМИГЭ, 2011.

16. Щербаков В.А., Мотычко В.В., Сличенков В.И., Константинов В.М., Самойлович Ю.Г., Соколов Г.Н., Петрова В.И., Опекунов А.Ю., Николаев В.В., Котов С.Р., Карташев А.О., Сазонов В.О. Геоэкологический атлас прибрежно-шельфовой зоны юго-западной части Карского моря (северная часть Обской губы и Байдарацкая губа). СПб.: Изд-во ФГУП «ВНИИОкеангеология», 2010. 80 с.

 


 

ASSESSING THE INTENSITY OF LITHODYNAMIC PROCESSES IN THE SEAWAY NAVIGATION CANAL OF THE SABETTA PORT

Gladysh V.A., Logvina E.A., Nesterov A.V., Kubishkin N.V.

 

Abstract: this paper presents an estimation of the intensity of lithodynamic processes, and calculation results of sediment accumulation for the seaway navigation canal of the Sabetta port (the Yamal Peninsula), on the basis of data of complex engineering surveys carried out in the field seasons in 2011-2013. The sediment accumulation in the canal is assessed using data of the methods of seismic stratigraphy, sedimentation traps, and using data of the newly proposed method of artificial canals. The authors calculate the volume of sediments carried into the canal due to exaration. The intensity of lithodynamic processes is estimated as high or very high in the north of the canal, and as medium or high in its central and southern parts.

Key words: sediment accumulation; lithodynamics; accumulation; exaration; artificial canals method; Sabetta port; Yamal Peninsula; Gulf of Ob (Obskaya Guba).

 

 

Ссылка на статью:

Гладыш В.А., Логвина Е.А., Нестеров А.В., Кубышкин Н.В. Оценка интенсивности литодинамических процессов в морском судоходном канале порта Сабетта // Инженерные изыскания. 2017. № 4. С. 36-44.

 





eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz