МИРОШНИКОВ Л.Д.

ОСТАТКИ ДРЕВНЕЙ ЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ НА ТАЙМЫРСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

скачать *pdf

 

Научно-исследовательский институт геологии Арктики (Ленинград)

 

   

В настоящее время Таймыр лежит в зоне тундры, и его северные районы представляют собой типичную полярную пустыню. Лишь на широте Таймырского озера и южнее появляются более разнообразные растительные сообщества, и флора приобретает более пышный облик. На южном берегу Таймырского озера кустарники образуют очаговые заросли, но лесная растительность здесь встречается лишь южнее 73° с.ш., а в западной части полуострова южнее 72° с.ш., т.е. за пределами собственно Таймыра.

За последние годы получен целый ряд фактов, свидетельствующих о том, что в послеледниковую геологическую эпоху древесная растительность распространялась на территории Таймыра вплоть до самых северных районов. На приведенной карте показаны находки остатков древесных стволов, залегающих на месте своего произрастания.

Рисунок

На западном побережье Таймыра, в районе р. Глубокой, впадающей в Енисейский залив, на широте 72°20' И.Л. Рысюков встречал ветви и мелкие стволы березы с прекрасно сохранившейся корою, залегающие в озерных и речных послеледниковых отложениях. Несколько севернее (72°58'), в долине р. Крестьянки М.Н. Парханов находил погребенные в послеледниковых же слоях крупные кустарники с корнями; подобные кустарники ныне характерны для значительно более южных районов.

Н.Н. Урванцев [1931] описал остатки лиственницы - стволы с сохранившимися корешками и тонкими (до 1 мм ) сучьями, что доказывает залегание дерева на месте произрастания - в озерных отложениях в бассейне р. Верхней Таймыры на широте 73°30'. На той же широте в низовьях р. Пясины Н.Н. Мутафи обнаружил стволы лиственницы с корнями, захороненные в 30-метровой террасе реки, и пни диаметром 40 см . Здесь же среди остатков таявших ледников найдены остатки лиственниц, погребенных на месте произрастания [Мутафи, 1939].

На реках Тарее, Корулах-Бигай и других на широте 73°50' в торфяниках 12-метровой террасы А.И. Гусевым [Аникеев и Гусев, 1939] встречены скопления древовидной ивы (?), у которой стволы длиною 4 м , толщиной до 20 см . Вертикально стоящие погребенные пни имеют стержневые корневища длиною до 2-х м.

На западном побережье Таймырского озера в районе м. Саблер (74с30' с.ш.) в расщелине диабазовой скалы на высоте 15- 16 м над водой Ф.Г. Марков [1948] нашел пень лиственницы, уходящей корнями в суглинки, покрывающие коренные породы. Диаметр ствола 8- 10 см , высота около 20 см . В этом же районе В.Д. Дибнер и Е.Н. Фрейберг в отложениях 25-30-метровой озерной террасы нашли стволы ели (Picea sp.) и лиственницы (Larix sp.). Севернее - в районе о. Гельмерсена и в устье р. Звериной (на широте 74°55') в торфяниках этой же террасы найдены стволы лиственницы до 10 см в диаметре. Терраса содержит фрагменты костей мамонта. На поверхности 18-метровой террасы Таймырского озера найден пень лиственницы.

В низовьях р. Нижней Таймыры на широте 75°40' А.В. Щербаковым на высоте около 100 м над уровнем моря был найден пень лиственницы диаметром около 20 см . В низовьях р. Преградной (район залива Фаддея) на широте 76°25' Г.П. Вергунов обнаружил вертикально стоящие полусгнившие пни деревьев, а рядом следы сгнивших стволов. Вероятно, это были лиственницы.

Наиболее северные находки известны на п-ве Челюскина. В.А. Вакар в 20 км к северу от Гафнер-фиорда на широте 76°38' нашел пень лиственницы (Larix sp.) диаметром 15 см , с корнями, заключенными в морене. На широте 76°50' на поверхности морены В.А. Вакар наблюдал более 10 вертикальных пней диаметром до 15 см . На широте 76°53' были найдены стволы лиственницы (Larix sp.) диаметром 10- 15 см , с корнями [Зубков, 1948].

В районе оз. Тихого, на широте 76°59', всего в 80 км южнее м. Челюскина автор наблюдал 6 стволов лиственницы в послеледниковых отложениях с торфяниковым материалом. Диаметр стволов 8- 10 см , длина стволов более 2 м .

Дальнейшие исследования Таймыра пополнят число подобных находок и уточнят распространение растительности в этих областях в послеледниковую эпоху. Однако уже сейчас ясно, что в недалеком прошлом лесная растительность покрывала всю территорию Таймырского полуострова, в том числе и п-ов Челюскин, и северная граница лесотундры проходила на 4-5° севернее современной. Стержневые корневища, как известно, указывают на отсутствие в это время вечной мерзлоты, или же на большую (свыше 2 м ) мощность деятельного слоя, вследствие чего корневая система растений могла развиваться в глубину. Последующее похолодание оттеснило границу леса до современных пределов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеев Н.П., Гусев А.И. Геологический очерк юго-западной части Таймырского полуострова, Труды Арктического научно-исследовательского института, т. 140. 1939.

2. Зубков А.И. Новые данные о распространении древесной растительности на Таймырском полуострове в послеледниковое время. «Доклады Академии наук СССР», т. LXI, 1948, № 4, стр. 721-723.

3. Марков Ф.Г. О северной границе лесной растительности на Таймырском п-ве, «Проблемы Арктики», 1948, № 2.

4. Мутафи Н.Н. Геологическое строение и угленосность района низовьев р. Пясины, Труды Арктического научно-исследовательского института, т. 126, 1939, вып. I, стр. 7-87.

5. Урванцев Н.Н. Таймырская геологическая экспедиция 1929 г . Труды Главного Геолого-Разведочного Управления ВСНХ СССР, 1931, в. 65.

   

 

 

Ссылка на статью: 

Мирошников Л.Д. Остатки древней лесной растительности на Таймырском полуострове // Природа, 1958, № 2, с. 106-107.



 



eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz