В.Н. Бобров, Н.И. Клейкова, В.А. Климанов, М.В. Никольская, А.П. Рацко, Э.Л. Фишер, М.Н. Черкасова

 СТРАТИГРАФИЯ, ГЕОХРОНОЛОГИЯ И ПАЛЕОКЛИМАТ ПОЗДНЕГО ПЛЕЙСТОЦЕНА И ГОЛОЦЕНА ПОБЕРЕЖЬЯ МОРЯ ЛАПТЕВЫХ И ТАЙМЫРА

Скачать *pdf

УДК 551.791

 

Впервые получена серия характеристик для континентальных отложений позднего плейстоцена и голоцена. Теплые интервалы каргинского межледниковья имеют более благоприятные характеристики, чем современность, а холодные - более сухие и холодные. Вероятно, существование тундростепных формаций в эпохи внутрикаргинских похолоданий является спецификой побережья Северного Ледовитого океана. Голоценовые характеристики отражают существование более благоприятных, чем в каргинский оптимум, условий в бореал-атлантическое время. Для Таймыра получены палеофитологические характеристики начала сартанского ледникового времени, датированные ранее 25 700 л.н.


 

Сотрудниками комплексной аэрогеологической экспедиции (КАГЭ-3) в арктических тундрах побережья моря Лаптевых между устьями Анабара и Оленёка получена серия фрагментарных палеофитологических характеристик для континентальных и морских отложений. Континентальные отложения представлены аллювием второй надпойменной террасы каргинского времени и одновозрастными ему озерными, озерно-аллювиальными, озерно-болотными осадками, а также голоценовыми толщами различного генезиса.

Палеофитологические характеристики каргинского времени получены преимущественно из недатированных отложений II надпойменных террас рек Урасалах-Батытта и Узле (скв. 21). Песчаные отложения с прослоями детрита II террасы р. Урасалах-Батытта содержат спектры лесотундр. Господствует пыльца кустарников с примесью мелколистных пород; единична пыльца сосны, ели, кедра, лиственницы. Пыльцевые зерна некрупные. На втором месте - пыльца злаков, осок, небогатого разнотравья. Немногочисленны споры мхов, папоротников, плаунов таежных и тундровых видов.

В скв. 21 получена серия спектров, отражающих постепенную во времени смену заболоченных кустарниковых тундр разреженными заболоченными лесотундрами (рисунок). Анализ флоры диатомей в низах скв. 21 выявил постепенное сокращение в пойменном аллювии количества холодноводных видов - от 37 до 22%.

Рисунок

В скв. 5 и 6 у оз. Чайдах вскрыта 20-метровая озерная толща с многочисленными прослоями детрита. Ее перекрывают многометровые (более 9 м) льды. Под ними в обеих скважинах обнаружены бедные тундростепные спектры с господством ксерофитов, преимущественно полыней, с примесью злаков и тундрового разнотравья - гвоздичных, синюховых, валериановых, крестоцветных, гречишных. Немногочисленны споры мхов и мелкая пыльца кустарников. Выделенные спектры близки спорово-пыльцевым характеристикам опорного разреза Молотковский Камень на востоке Приморской низменности [Каплина, Гитерман, 1983]. Сходные результаты получены на востоке Яно-Индигирской низменности [Овандер, Башлавин, Жигулёвцева, 1982]. В обоих случаях тундростепные спектры датированы временем внутрикаргинского конощельского похолодания. Анализ состава диатомей в скв. 5 и 6 обнаружил бедную флору мелководного олиготрофного озера, содержащую от 25 до 30% холодноводных форм. Единственная датированная (26 800±800 л.н., ГИН-3306) спорово-пыльцевая характеристика кустарниковых тундр получена в подошве обн. 457 у оз. Салга.

Сопоставление палеофитологических характеристик с современными показывает, что в обнажениях по р. Урасалах-Батытта и в скв. 21 они отражают существование более благоприятных природных условий, способствовавших развитию в пределах нынешних арктических тундр заболоченных лесотундр. Продвижение последних к северу от их современных границ достигало 100-200 км. Эти характеристики соответствуют эпохам внутрикаргинских потеплений. Спектры скв. 5 и 6 формировались в принципиально иных природных условиях, более сухих и холодных, чем сейчас на побережье моря Лаптевых. По аналогии с разрезами Приморской низменности, тундростепные спектры сопоставляются с характеристиками конощельского похолодания.

В скв. 1 у оз. Оннехой озерно-болотная толща в подошве содержит спектры кустарниковых тундр и богатый комплекс диатомей дистрофного озера с незначительным участием планктонных и преобладанием болотных видов. Количество холодноводных форм вверх по разрезу падает от 31 до 14%, присутствует южнобореальная Cymbella ehrenbergii Kütz. С глубины 15,5 м вверх природная обстановка существенно меняется. Редкие пыльцевые зерна принадлежат полыням. До 45% возрастает содержание холодноводных диатомей, сокращаются болотные, исчезают планктонные и появляются почвенные виды. Явное иссушение и похолодание к концу времени формирования изученной толщи свидетельствуют об окончании эпохи межледниковья и начале ледниковья: последнее потепление, завершающее каргинскую межледниковую эпоху, сменяется временем, когда на побережье моря Лаптевых формировались мощные ледяные толщи, венчающие разрезы вторых надпойменных террас и их аналогов (сартанское оледенение).

Анализ палеофитологических материалов, полученных для отложений каргинского возраста, обнаруживает постепенную во времени смену ландшафтов сначала кустарниковых тундр - лесотундрами, а позже - тундростепей - кустарниковыми тундрами. В сравнении с современностью выявленные изменения природных условий шли по схеме: теплее - еще теплее - суше и холоднее - теплее. Пока достаточно достоверны климатостратиграфические реконструкции от более поздних эпох к более древним. Тогда вслед за датированными характеристиками липовско-новосёловского потепления следуют спектры конощельского похолодания, а им предшествуют характеристики предыдущего потепления, во время которого побережье моря Лаптевых заселялось кустарниковыми тундрами и лесотундрами. Вероятно, это был «малохетский оптимум» (42 000-34 000 л.н.).

Голоценовые характеристики приурочены к разрезам первых надпойменных террас и более молодых, в том числе морских, образований. Палеофитологические характеристики всюду фрагментарны и редко датированы. Наиболее полная характеристика получена в скв. 4 на р. Чайдах. В подошве ее 20-метровой озерной толщи выделены спектры позднеледниковья: мхи, ксерофиты, редкое тундровое разнотравье. Выше по разрезу их сменяют спектры арктических, а затем - кустарниковых тундр. Видимо, их формирование происходило в пребореальное время. В кровле скважины выделены спектры кустарниковых тундр и лесотундр (бореальное время?). Такие же характеристики содержатся в разрезах первых надпойменных террас по р. Урасалах-Батытта (обн. 3040 и 3031 А). В скв. 18 и 23 (бассейн р. Узле) получены спектры кустарниковых тундр с участками лесотундр. В скв. 18 на глубине 6,75-6 м содержится богатый комплекс пресноводных, в основном широко распространенных диатомей (до 120 форм, 20 400 створок на препарат); арктобореальные виды не превышают 11%. Возможно, этот комплекс формировался в бореальное время (?). Наиболее оптимальные палеофитологические характеристики получены в обн. 3218 на р. Урасалах-Батытта (5200±40 л.н., ГИН-3320), 401 на р. Салга (6060±40 л.н., ГИН-3301) и 320 на р. Илья. Спектры этих разрезов отражают существование в атлантическое время на побережье моря Лаптевых кустарниковой тундры и местами заболоченной лесотундры. Близкие результаты получены в кровлях обнажений 332 на р. Кыка-Юрюга и 373 на р. Салга. В обн. 3218 осадки русловой, старичной и пойменной фаций содержат комплекс пресноводных диатомей широкого ареала (67 форм и 7000 створок на препарат). Встречаются аркто-бореальные виды, участие которых постепенно падает от 21 до 1%.

В скв. 18 на глубине 6,0-0,5 м выделен богатый комплекс диатомей, формировавшийся, вероятно, в атлантическое время. В интервале глубин 6-4 м спектры отражают некоторое похолодание, подтвержденное увеличением до 21% числа холодноводных форм. Выше по разрезу количество холодноводных видов падает до 13%; при этом отмечается общее увеличение объема находок до 113 форм (13 000 створок на препарат). Постоянны мезогалобы (1%).

В прибрежной части побережья изучены осадки опресненных лагун, слагающих 3-метровую морскую террасу. В скв. 16 на глубине 7-1 м они содержат в основном пресноводные виды; участие солоноватоводных и морских видов - от 2 до 45%. Арктических видов не более 10%. Похолодание климата в конце атлантического времени и регрессия моря (скв. 16, глубина 1-0 м) отмечены как общим сокращением числа диатомей, так и выпадением из их состава солоноватоводных и морских форм. В скв. 2 на глубине 4-0,5 м и в скв. 15 на глубине 6-1,5 м изучена флора диатомей предположительно суббореального времени. Начавшаяся трансгрессия привела к формированию лагунных осадков с богатым комплексом диатомей, близким атлантическому. В скв. 15 морские и солоноватоводные формы разнообразны, их количество составляет 18%. В скв. 2 морской элемент менее разнообразен, но достигает в сумме 31%. В обр. 3 выделен 126 спектр, отражающий существование обширных болот с участками кустарниковой тундры и открытых территорий с ксерофитами. Видимо, это было суббореальноб время. Спектр обр. 2 близок современным, его можно сопоставить с субатлантическими характеристиками. В кровле скв. 15 морские и солоноватоводные диатомеи исчезают. Вероятно, опреснение лагуны и отступание моря происходило в субатлантическое время.

Палеоклиматические реконструкции получены лишь для отложений голоцена. В конце позднеледниковья и в начале бореального времени (обн. 320, скв. 4) температура увеличивалась незначительно, а годовая сумма осадков даже сокращалась. Во второй половине атлантического века (обн. 401 - 6060 л.н.; обн. 3218 - 5200 л.н.) температуры января и июля возрастали на 2-4°, а осадков выпадало на 100 мм меньше.

В самое последнее время в центре Таймыра, в верховьях р. Логата, сотрудниками КАГЭ-3 при участии Л.Д. Сулержицкого получена серия новых датированных палеофитологических характеристик, которые начиная со времени 43000 л.н. хорошо укладываются в схему Н.В. Кинд [1974]. Впервые для этого района получены датированные спорово-пыльцевые и диатомовые характеристики начала сартанской ледниковой эпохи из отложений, венчающих разрезы каргинских озерных толщ.

На территории нынешних кустарниковых тундр в кровлях разрезов у оз. Шайтан (обн. Р-10) и на р. Нему-Дика-Тарида (обн. Р-59) получены даты со временем 25 700±400 л.н. (ГИН-3480 и ГИН-3938). Полученные материалы дополняют схему Н.В. Кинд, свидетельствуя о том, что в центре Таймыра каргинское межледниковье завершилось ранее 25 700 л.н. Серия сартанских 14С-датировок из намывного детрита охватывает время от 19 700±300 л.н. (ГИН-3845) на р. Нему-Дика-Тарида и от 16 100±50 л.н. (ГИН-3796) на р. Логата до 14 030±50 л.н. (ГИН-3793), 11 480±120 л.н. (ГИН-3826) и 10 460±100 л.н. (ГИН-3933) в обн. Р-42.

Близ оз. Кюкюр (обн. Б-114, сборы А.П. Беловой) впервые выделена теплая флора диатомей с южнобореальным видом Anomoeoneis sphaerophora Kütz. при полном отсутствии холодноводных форм. В кровле этого разреза древесина датирована 6 100±50 л.н. (ГИН-3492), а торф выше - 4 490±100 л.н. (ГИН-3491). Лесотундровые спектры в подошве разреза содержат пыльцу кустарников с примесью ольхи, березы, сосны.

 

ВЫВОДЫ

1. Полученные материалы подтверждают положение о более благоприятном, чем сейчас, климате каргинского времени на побережье моря Лаптевых и на Таймыре. В обоих регионах эпохи потеплений характеризовали ландшафты, располагающиеся сейчас на 100-200 км южнее.

2. Эпохи внутрикаргинских похолоданий на Таймыре имеют характеристики климата, близкого современному [Антропоген Таймыра, 1982; Борисова и др., 1984], а восточнее, на побережье моря Лаптевых, более сухого и холодного.

3. Граница существования теплых эпох внутрикаргинских похолоданий, близких современным, установленных на Таймыре, и более сухих и холодных, выявленных на Приморской низменности, проходит близ устья р. Анабар.

4. Возможной причиной каргинского феномена на Таймыре является длительное существование каргинского моря: от 49 300 л.н. на западе до 26 000 л.н. на востоке [Антропоген..., 1982]. Все это время восточные территории были сплошной сушей.

5. На Таймыре впервые получены сартанские палеофитологические характеристики, подтвержденные 14С-датировками. Начало сартанского ледникового времени в центре Таймыра отмечено ранее 25 700 л.н.

6. Голоценовый оптимум на побережье моря Лаптевых, как и на Таймыре, был теплее каргинского и охватывал бореал-атлантическое время.

 

ЛИТЕРАТУРА

Антропоген Таймыра. М.: Наука, 1982. 184 с.

Борисова З.К., Жигулёвцева С.И., Никольская М.В. и др. Климатические особенности Северной Сибири и Северо-Востока СССР 50000-24000 лет назад // 27-й Междунар. геол. конгр.: Тез. докл. М.: Наука, 1984. Т. 11. С. 349-350.

Каплина Т.Н., Битерман Р.Е. Молотковский Камень - опорный разрез отложений позднего плейстоцена Колымской низменности // Изв. АН СССР. Сер. геол. 1983. № 6. С. 79-83.

Кинд Н.В. Геохронология позднего антропогена по изотопным данным. М.: Наука, 1974. 255 с.

Овандер М.Г., Башлавин Д.К., Жигулёвцева С.И. Позднекайнозойские отложения Яно-Индигирской низменности // XI конгр. ИНКВА: Тез. докл. М.: Наука, 1982. Т. 2. С. 209-210.

 

 

Ссылка на статью:

Бобров В.Н., Клейкова Н.И., Климанов В.А., Никольская М.В., Рацко А.П., Фишер Э.Л., Черкасова М.Н. Стратиграфия, геохронология и палеоклимат позднего плейстоцена и голоцена побережья моря Лаптевых и Таймыра // Новые данные по геохронологии четвертичного периода. М.: Наука, 1987. С. 123-128.

 



 


eXTReMe Tracker



Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz