Л.Н. Морозова, В.Ю. Бирюков, Н.А. Волкова, Л.А. Жиндарев

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФОЛОГИИ ВНУТРЕННЕЙ ЗОНЫ ШЕЛЬФА ЧУКОТСКОГО МОРЯ

Скачать *pdf

УДК 551.435.3

 

 

Построение геоморфологической карты шельфа на современном уровне его изученности - задача довольно сложная, включающая в себя ряд трудных моментов. Считая вслед за O.K. Леонтьевым (1968, 1971) шельф затопленной окраиной материков, развивавшейся длительный период времени как единое целое с прилежащей сушей, мы вправе применить методику, разработанную и принятую для геоморфологического картографирования суши. Однако применение этой методики в значительной степени усложняется отсутствием подробной и точной батиметрической основы, крайне недостаточной геологической изученностью шельфа и отсутствием единых представлений об истории развития его рельефа. Кроме того, следует иметь в виду, что первично субаэральный рельеф шельфа претерпел существенную переработку морем, которое в свою очередь сформировало собственно морской рельеф, представленный как береговыми, так и донными формами. Сложность геоморфологического строения заставляет при разработке легенды и составлении геоморфологической карты показывать не только современный и древний морской рельеф, но и реликтовый субаэральный, учитывая при этом генезис, возраст и степень переработки последнего.

Ввиду слабой геологической изученности шельфа Чукотского моря при составлении его геоморфологической карты большое значение приобрели тщательный анализ имеющихся промерных данных и построение надежной батиметрической основы. Такая основа была построена на первом этапе работ для внутренней зоны шельфа и проведена ее генетическая интерпретация с привлечением данных по геоморфологическому строению прибрежной суши.

Шельф Чукотского моря относится к шельфам трансгрессивного типа, т.е. представляет собой погруженную под уровень моря равнину с развитием эрозионно-аккумулятивного, эрозионно-денудационного и флювиогляциального типов рельефа. Во внутренней зоне субаэральный рельеф характеризуется наибольшей переработанностью морем, но степень последней на отдельных участках неодинакова. Принимая во внимание эту особенность, а также характер распространения современного и древнего морского рельефа, внутреннюю зону шельфа мы подразделяем на три субпараллельные берегу полосы.

Первая, прибрежная, полоса простирается до глубин 40-45 м и представляет собой область распространения современного и древнего прибрежного абразионно-аккумулятивного рельефа, включая современный подводный береговой склон, ограничивающийся глубиной 18-20 м. В ее пределах почти не сохранились субаэральные формы рельефа, лишь с глубин 35-40 м на отдельных участках прослеживаются ложбины, напоминающие речные долины.

Современный подводный береговой склон - область активного волнового воздействия, формируется в зависимости от ряда факторов и условий, действующих в береговой зоне. По данным П.А. Каплина (1971), берега Чукотского моря можно подразделить на два типа - лагунные и абразионные, а следовательно, и подводный береговой склон также подразделяется на абразионные и аккумулятивные участки. Материалы сейсмического профилирования и анализ батиметрической основы показали, что такое подразделение можно отнести и ко всей прибрежной полосе шельфа.

Аккумулятивные участки в прибрежной полосе имеют ширину 17-50 км, довольно отмелы. В рельефе их наблюдается несколько перегибов на глубинах 4, 8-10, 16, 25 и 35 м. Кроме этих перегибов, для них характерно развитие серии крупных древних береговых форм типа баров и отчлененных ими лагун в интервале глубин от 42 до 12 м. Эти береговые формы, ранее уже подробно описанные соавторами данной статьи (Жиндарев и Морозова, 1974), имеют региональное распространение и приурочены к глубинам 12-13, 18-19, 24-25, 28-30, 33-35 и 40-42 м. Можно предположить, что они маркируют древние береговые линии Чукотского моря, относящиеся к периодам стабилизации уровня послеледниковой трансгрессии. По сведениям американских авторов (Hopkins, 1968; Creager & McManus, 1965), в Беринговом и Чукотском морях были обнаружены затопленные пляжи на глубинах 18-21, 25 и 35-38 м. При этом береговые линии на глубине 38 м датируются возрастом 12 000 лет (Creager, McManus, 1965).

Абразионные участки прибрежной полосы характеризуются приглубостью и незначительной шириной (4-10 км). Глубины от берега нарастают равномерно, хотя в рельефе наблюдается несколько незначительных перегибов на глубинах 11-12, 23-24, 31-33 м. В отличие от аккумулятивных участков здесь четко выраженные береговые формы типа баров встречаются лишь на отдельных участках на глубинах 35-36 и 40-41 м (Жиндарев, 1974).

Древние береговые линии могут быть прослежены лишь условно по аналогии с аккумулятивными участками. На их существование указывают террасовидные площадки, по-видимому, древние абразионные платформы, приуроченные к глубинам 24-25, 28-30 м 33-35 м. Кроме этого, о стабилизации уровня голоценовой трансгрессии на отметке 31-33 м может говорить наличие абразионного уступа высотой 3-5 м.

Различия в строении рельефа аккумулятивных и абразионных участков прибрежной полосы шельфа говорят об унаследованности их развития с начала послеледниковья. На определенных участках шельфа сохранились условия, при которых на различных уровнях береговая зона развивалась унаследованно как абразионная или аккумулятивная.

С глубины 40-42 м прибрежная полоса, характеризующаяся значительными уклонами, широким распространением древнего и современного берегового рельефа, переходит в плоскую выровненную поверхность, глубины над которой сначала нарастают до 48-50 м, а затем примерно от центральной части вновь уменьшаются и на внешнем крае достигают 42-43 м. Эта полоса напоминает очень пологую ложбину с однообразным, сильно сглаженным рельефом поверхности. Этот рельеф усложняется лишь наличием впадин и поднятий субширотного простирания, разница отметок между днищами и вершинами которых достигает всего 1-2 м. Впадины и поднятия имеют неправильные причудливые очертания, но иногда принимают овальную или подковообразную форму. Размеры их в поперечнике достигают 10-15 км.

По-видимому, эта полоса шельфа является областью современной морской аккумуляции, поэтому субаэральный рельеф здесь погребен под морскими осадками, и лишь на некоторых участках прослеживаются реликты древних долин. Внешняя граница ложбины проводится по резкому перегибу, при этом субширотный характер расчленения сменяется субмеридиональным.

Рельеф следующей полосы характерен чередованием линейно-вытянутых поднятий и разделяющих их узких понижений. Глубины здесь варьируют от 36 до 39 м над поднятиями, и до 49-50 м над понижениями. Поднятия достигают 2-4 км в поперечнике, а понижения имеют ширину 1-2 км. Характерно почти прямоугольное сочленение отдельных форм рельефа и их элементов. Характер этого рельефа может указывать на эрозионно-денудационное его происхождение, а строение его, по-видимому, предопределено структурным планом территории. Таким образом, в пределах третьей полосы субаэральный рельеф характеризуется наибольшей сохранностью и выраженностью, что, по-видимому, обусловлено особенностями геологического строения.

 

ЛИТЕРАТУРА

Жиндарев Л.А. Морфология подводного берегового склона северного побережья Чукотского полуострова. - Вестник МГУ, геогр., 1974, № 6.

Жиндарев Л.А., Морозова Л.Н. Голоценовая история развития северного побережья Чукотского полуострова. - Деп. ВИНИТИ, 1974, № 2029.

Каплин П.А. Особенности динамики и строения берегов полярных морей. - В сб.: Новые исследования береговых процессов. М., "Наука", 1971.

Леонтьев O.K. Дно океана. М., "Мысль", 1968.

Леонтьев O.K. Типы планетарных морфоструктур Земли и некоторые черты их динамики в кайнозое. - Вестник МГУ, геогр., 1971, № 3.

Creager J.S, McManus O.A. Pleistocene drainage patterns on the floor of the Chukchi sea. - Marine Geol., 1965, N4.

            Hopkins D.M. Exploration for minerals and fuels in Northern Bering Sea. - Mining Eng. 1968, N 12.

 

 

Ссылка на статью:

Морозова Л.Н., Бирюков В.Ю., Волкова Н.А., Жиндарев Л.А. Основные особенности морфологии внутренней зоны шельфа Чукотского моря. В кн.: Геоморфология и палеогеография шельфа. Материалы XII пленума Геоморфологической комиссии. М. «Наука», 1978. С. 131-134.

 



вернуться на главную



eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz