В.Г. Чувардинский

К ВОПРОСУ О МОРСКОМ ПОЗДНЕМ ПЛЕЙСТОЦЕНЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Скачать *pdf

 

 

Первые указания на возможность проникновения межледникового бореального моря в центральную часть Кольского п-ва имеются в статье М.К. Граве, В.Я. Евзерова и И.А. Егоровой [Граве и др., 1965]. Ими в районе озера Сейдозеро (Ловозерские тундры) в песчано-глинистой толще мощностью более 40 м обнаружен смешанный комплекс диатомовой флоры - морских, солоновато-водных и пресноводных видов. Абсолютная отметка кровли этих отложений 200-205 м. В более поздних публикациях В.Я. Евзерова отложения этого разреза относились к межстадиальным средневалдайским, затем снова к микулинскому (бореальному) горизонту. Перестановки касались и генезиса отложений, хотя каких-либо дополнительных данных этим автором не приводилось.

В 1973-1975 гг. нами был изучен ряд разрезов (в скважинах и расчистках) в районе Хибинских и Ловозерских тундр и проведено опробование некоторых из них на микрофаунистический и спорово-пыльцевой анализы. Микрофаунистические анализы были выполнены О.Ф. Барановской (ВНИГРИ), спорово-пыльцевые Н.И. Васильевой (СЗТГУ).

Впервые в разрезах четвертичных отложений центральной части Кольского п-ва была обнаружена фауна фораминифер.

Рисунок 1

Рассмотрим строение четвертичных отложений юго-восточного предгорья Хибин, где скважинами Мурманской геологоразведочной экспедиции вскрыта толща рыхлых образований мощностью от 42 до 98 м (рис. 1). Толща слагает предгорную террасированную равнину с отметками от 280 до 300 м (западная прихибинская часть профиля) и всхолмленную Приумбозерскую равнину с отметками 180-240 м. Отложения имеют трехчленное строение. Нижняя пачка - несортированные валунно-глыбовые пески мощностью от 3 до 15 м залегают на коренных породах - хибинитах и рисчорритах Хибинского щелочного массива (западная часть профиля) и на гнейсах основания. Иногда на гнейсах фиксируются реликты гидрослюдистой коры выветривания мощностью до 2 м (скв. 1-2).

Средняя часть разреза представлена толщей супесей, суглинков и валунно-галечниково-гравийных песков, переслаивающихся в разрезе и замещающих друг друга по простиранию. Супеси имеют тонкую горизонтальную слоистость со следами подводного оползания и смятия. Мощность этой пачки отложений от 14 до 60 м. Выше лежат валунно-песчаные отложения, в основном несортированные, с примесью глинистых частиц. Венчают их перемытые валунно-галечные образования. Общая мощность этих отложений до 30 м.

Микрофаунистическое изучение рыхлой толщи проводилось по двум скважинам - скв. 513 и скв. 1-2. В скважине 513 из 24 просмотренных проб фораминиферы были обнаружены в трех: на глубине 74,7, 55,2 и 53 м. В суглинках с глубины 74,7 м встречены редкие раковины фораминифер. Среди них преобладают Elphidiella groenlandica (Cushm) и Islandiella terettis (Tapp). Остальные виды - Nonionellina labradorica (Dawson), Elphidium unbilicatulum (Will), Islandiella norcrossi (Cushm) и другие - единичны. Всего встречено 34 раковины, относящиеся к 7 родам.

В супесях с глубины 55,2 м и 53 м фауна имеет более разнообразный состав и богаче - 114 и 280 экземпляров в образце. Все фораминиферы известковые, бентические, преимущественно мелководные. Преобладают эльфидииды, среди них Elphidium excavatum. Встречены также Islandiella teretis, I. norcrossi, Cassidulina barbara. Эти виды представлены десятками раковин. Остальные виды, среди которых Elphidiella arctica, Bolivina pseudopunctata Hogl, Oolina melo, букцеллы, цибисидесы и другие встречены в небольшом количестве или единичны. В целом в комплексе преобладают виды широкого вертикального распространения, преимущественно бореально-арктической, аркто-бореальной и арктической природы. Бореальные формы более редки и малочисленны.

По заключению О.Ф. Барановской, отложения, вмещающие комплекс фораминифер, сформировались в морском бассейне при сравнительно нормальном солевом режиме и явном влиянии атлантических вод, о чем свидетельствует наличие ряда арктобореальных и бореальных форм: Elphidiella groenlandica, Eponides wrighti, Elphidium ecavatum и др. По мнению О.Ф. Барановской, не исключено, что формирование отложений происходило в один из этапов днепровско-микулинского межледниковья.

В другом разрезе четвертичных отложений (в скв. 1-2) фораминиферы выявлены в двух образцах с глубины 4,4 м и 36,7 м - в несортированных валунных песках. Здесь встречено 7 видов фораминифер в количестве по 15 экз. на образец - Elphidium excavatum, Elphidiella groenlandica; Islandiella norcrossi, I. teretis, Cibicides rotundatus, Dentalina subcoluta, Nonionelins labradorica, Milliamina sp. Сохранность фауны нормальная, и она находится, видимо, в первичном захоронении.

На противоположной стороне озера Умбозера в западных предгорьях Ловозерских тундр в песчаных отложениях «камового» холма на междуречье Куфтуай и Тавайок (расчистка 59, абсолютная отметка 165 м) был выявлен более богатый в видовом и количественном отношении комплекс фораминифер. «Камовые» пески содержат 15 видов фораминифер в количестве до 332 в образце. Преобладающими являются - Islandiella teretis, Cibicides roturdatus, Elphidiella groenlandica, Elphidium boreal, Nonionelina labradorica, Islandiella norcrossi, Cribroelphidium goesi, Elphidium exavatum. По заключению О.Ф. Барановский комплекс сформировался в морском бассейне на глубинах более 50 м при относительно нормальной солености. Присутствие бореальных и арктобореальных видов свидетельствует о влиянии тепловых атлантических вод.

В северных предгорьях Ловозерских тундр в долине ручья Шам-йок вскрыта толща валунных песков и валунных супесей средней мощностью 40 м. В одной из скважин бурового профиля (скв. 07, абсолютная высота 240 м) было отобрано 25 проб на микрофаунистический анализ. Фораминиферы были встречены только в двух образцах с глубины 20,5 м и 12,6 м - в валунных супесях и валунных песках. Всего выделено 8 видов фораминифер в количестве до 17 экз. Состав фауны близок к комплексу фораминифер из скв. 1-2 в юго-восточном предгорье Хибин. Сохранность раковин хорошая, генезис слоев, содержащих фораминиферы, морской.

Из рассмотренных разрезов палинологические исследования проводились только по скважине 513. По данным спорово-пыльцевого анализа в разрезе этой скважины выделяется 7 палинокомплексов, которые с учетом литологического строения отложений можно объединить в три комплекса (части): нижняя - в интервале 88-58 м, средняя - в интервале 57-21 м и верхняя - выше 21 м (валунные пески на глубине 88-98 м не опробованы). В нижней части изученного разреза (интервал глубин 88-58 м) в толще суглинков, супесей и галечниковых песков Н.И. Васильевой прослежена следующая смена растительности: от березовых редкостойных лесов с участием травянистого яруса до елово-сосновых лесов, сменяющихся вверх по разрезу разреженными березовыми редколесьями. Такая смена растительности фиксирует изменения климатических условий от прохладных до умеренных и снова прохладных. В средней части разреза (57-21 м) выделены спорово-пыльцевые спектры, показывающие развитие елово-сосновых лесов с участием березы и ольхи и смену их вверх по разрезу на березово-сосновые леса с елью и редкими широколиственными (дуб, липа, лещина) и снова на сосновые группировки, но без примеси широколиственных пород. Такой характер растительности указывает на климат более теплый, чем современный, близкий к межледниковым условиям, характерным для микулинского времени. В верхней части разреза в валунных песках в общем спектре преобладает пыльца древесно-кустарниковой группы, внутри которой преобладает пыльца сосны и березы. Согласно Н.И. Васильевой, для этого комплекса характерно присутствие большого количества переотложенной пыльцы и спор.

Результаты спорово-пыльцевого анализа показывают, что в период накопления толщи супесей и переслаивающихся с ними галечниковых песков и суглинков климат был близок к современному, а на отдельных этапах осадконакопления более теплым. Самые теплые климатические условия приходятся на период накопления супесей с линзами песка в интервале глубин 23,5-34 м.

Таким образом, полученные данные показывают, что в позднем плейстоцене в центральной части Кольского полуострова имела место морская трансгрессия. Отложения этой морской трансгрессии в районе Хибинского и Ловозерского массива лежат на отметках от 165 до 254 м. По своей характеристике (отметкам кровли морских отложений, составу фораминифер, характеру растительности и климата, положению в разрезе) рассматриваемые отложения отвечают бореальной трансгрессии, выделенной М.А. Лавровой [1960] в южной и восточной частях Кольского п-ва. М.А. Лавровой отложения бореальной трансгрессии были установлены в Верхнепонойской депрессии на отметках до 160-170 м, на крайнем северо-востоке Кольского п-ва (р. Качковка) на высоте 140 м. На близких отметках (160 м) были обнаружены песчано-галечные отложения с морской фауной, характерной для бореальной трансгрессии в верховьях р. Варзуга [Апухтин и др., 1977]. На междуречье рек Стрельна и Поной морские бореальные отложения лежат на отметке 210 м [Самсонова, 1966]. На современное высокое залегание бореальных отложений не могли не повлиять дифференцированные блоковые тектонические поднятия. С учетом их можно полагать, что бореальная трансгрессия затопляла Кольский полуостров до современных отметок порядка 160 м. В это время Кольский п-в выступал в виде островной суши, воды Баренцева моря соединялись с Белым морем по системе проливов. Хибинские, Ловозерские, Колвицкие и Кандалакшские тундры выступали в виде относительно высоких островов. Существовал и ряд крупных морских заливов по депрессиям рек Лотта, Нота, Поной.

Природная обстановка во время последовавшей за бореальной трансгрессией более крупной холодноводной беломорской трансгрессией для центральной части Кольского п-ва из-за недостатка аналитических данных (главным образом микрофаунистических исследований) не может быть рассмотрена. Имеющиеся данные по восточной части Кольского полуострова показывают, что морские и ледово-морские отложения беломорской трансгрессии перекрывают бореальные осадки и лежат гипсометрически выше их на 50-90 м [Чувардинский, 1972]. Не исключено, что к отложениям беломорской трансгрессии относятся содержащие фораминиферы валунные пески верхней части разреза скв. 1-2 в Прихибинье и валунные супеси в скв. 07 в предгорьях Ловозерских тундр. По-видимому, беломорскими являются морские осадки, выявленные в Колвицких тундрах и г. Капройва на высотах 235-260 м. Эти отложения, однако, принято связывать с позднеледниковыми морскими уровнями [Апухтин, 1957].

Следует особо учитывать, что в период беломорской трансгрессии, соответствующей по времени валдайской эпохе, на Кольском п-ве в западной его половине (примерно к западу от линии р. Варзуга - оз. Ловозеро - р. Варзина) происходила резкая активизация тектонических движений. Особенно широко проявлялись здесь приповерхностные разрывные дислокации с горизонтальным типом смещения (сдвиги, взбросо-надвиги), приведшие к деструкции и переотложению основной массы рыхлых отложений - четвертичных образований и кор выветривания и к формированию валунно-глыбовых песков типа тектоно-механической смеси [Чувардинский, 1983]. Те бореальные и беломорские отложения, которые время от времени выявляют в западной половине Кольского п-ва, являются реликтами, сохранившимися на участках, не захваченных деформациями сколового типа.

Что касается регрессивной фазы беломорской трансгрессии - т.н. позднеледниковых морских отложений, то они достаточно широко развиты в долинах рек Лотта, Нота, на оз. Имандра и других районах, на отметках 60-120 м [Лаврова, 1960; Никонов, 1964].

 

ЛИТЕРАТУРА

Апухтин Н.И. Стратиграфия четвертичных отложений Кольского п-ова и Северной Карелии по новейшим исследованиям. - В кн.: Материалы по геологии и полезным ископаемым Северо-Запада СССР, вып. 1. Л., 1957, с. 68-83.

Апухтин Н.И., Клюнин С.Ф., Ткаченко Л.И. Палеогеография восточной части Кольского п-ва в верхнем плейстоцене (по материалам 1972-1974 гг). - В кн.: Стратиграфия и палеогеография четвертичного периода Севера европейской части СССР. Петрозаводск: Карельский филиал АН СССР, 1977, с. 16-21.

Граве М.К., Евзеров В.Я., Егорова И.А. Межледниковые отложения в центральной части Кольского полуострова и бореальная трансгрессия. - Докл. АН СССР, т. 160, № 3, 1965, с. 673-675.

Лаврова М.А. Четвертичная геология Кольского полуострова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960, 233 с.

Никонов А.А. Развитие рельефа и палеогеография антропогена на Западе Кольского п-ва. М.; Л.: Наука, 1964. 182 с.

Самсонова Л.Я. Межледниковые отложения в верховьях р. Стрельны. - В кн.: Формирование рельефа и четвертичных отложений Кольского п-ва. М.: Наука, 1966, с. 87-89.

Чувардинский В.Г. Новые данные по геологии плейстоцена восточной части Кольского п-ва. - В кн.: Стратиграфия и палеогеография позднего кайнозоя Арктики. Л.: Севморгеология, 1982, с. 141-149.

Чувардинский В.Г. Приповерхностные тектонические деформации и их роль в формировании экзарационного рельефа и деструкции кор выветривания. - В кн.: Коры выветривания и гипергенные полезные ископаемые восточной части Балтийского щита. Апатиты: Кольский филиал АН СССР, 1983, с. 71-81.

   

 

Ссылка на статью:

Чувардинский В.Г. К вопросу о морском позднем плейстоцене центральной части Кольского полуострова // Геологические события в истории плиоцена и плейстоцена южных и северных морей. Уфа. 1985, с. 33-37.

 





eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz