О.В. Суздальский, Ю.Н. Тарасевич, Н.И. Дружинина

ГЕОЛОГИЯ ПОЗДНЕКАЙНОЗОЙСКИХ ОТЛОЖЕНИЙ ГОРЛА БЕЛОГО МОРЯ

Скачать *pdf

УДК 551.79:550.834 (268.46)

 

В статье рассматривается назревшая проблема возрастного объема кайнозойских отложений, распространенных на Зимнем Берегу Горла Белого моря в Восточном Беломорье. На примере некоторых обнажений, данных бурения и латерального распространения осадков показано присутствие в разрезах более древних, чем четвертичные, отложений. Обоснована необходимость пересмотра традиционных представлений о возрасте четвертичных отложений, имеющих важное значение для оценки перспективности территории на различные гипергенные полезные ископаемые.

 


До последнего времени наиболее древние части кайнозойского разреза Зимнего Берега и Горла Белого моря датировались микулинским межледниковьем. Предполагалось, что осадки этого возраста вскрываются не только в береговых обрывах, но и выполняют впадины рельефа кровли докайнозойских пород, достигая при этом значительных мощностей (до 80 м и более). Более древние плейстоценовые отложения выделялись лишь в некоторых наиболее глубоких депрессиях.

Характерным примером использования традиционной ледниковой схемы расчленения являются скважины 7, 26 и 118, вскрывающие мощный разрез вблизи г. Архангельска. Фаунистически охарактеризован в разрезе только микулинский горизонт. Деление остальных осадков проведено по принципу: глины и алевриты с обломочным материалом суть морены, пески с валунами и галькой суть флювиогляциал; пески, алевриты, глины - межледниковые осадки флювиального и бассейного типов.

Эта же традиционная схема стратиграфии легла в основу сейсмостратиграфического расчленения осадков Горла Белого моря, проведенного сотрудниками ПГО «Архангельскгеология» под руководством Ю.В. Хана в 1984 г. Из 12 сейсмостратиграфических комплексов (ССК) восемь датируются AR-PR, а четыре - поздним плейстоценом - голоценом; при этом нижняя часть разреза условно сопоставляется с морскими осадками микулинской трансгрессии, а вышележащие относятся к голоцену.

Общая мощность четырех ССК (245 м) значительно превышает суммарные мощности кайнозойских отложений на прилегающих территориях.

Существующие стратиграфические схемы отражают укоренившуюся точку зрения на строение нижних частей кайнозойского разреза, образовавшихся в описываемом районе в период длительной планации рельефа в условиях континентального развития, эпизодических вторжений моря и неоднократной энергичной экзарационной деятельности ледников, уничтоживших более древние осадки. При этом экзарация почему-то пощадила микулинские отложения, сохранившиеся на значительной территории и в значительной мощности (до 80 м), хотя в послемикулинское время проявились по представлениям сторонников глобальных оледенений две фазы довольно мощного валдайского оледенения, морена которого по данным этих исследователей также распространена повсеместно.

Рисунок 1

В последнее время получены данные о присутствии в разрезе кайнозойского чехла более древних, чем плейстоценовые, отложений (рис. 1, рис. 2, б).

Рисунок 2

В 1981 г. [Суздальский, 1983; Тарасевич, 1983] в районе мыса Инца были обнаружены осадки предположительно мезозойского возраста, содержащие единичную пыльцу и споры мезозойских растений Polypodiaceae, Gleichenia sp., Zatrilites sр., Pelopicea sp. и др. (определения В.И. Поповой). Четвертичные формы отсутствуют. В 1983 г. предположительно мезозойские отложения были обнаружены южнее, в районе р. Козлы, где встречены Sphagnum sp., Coniopteris sр., Coniferae, Vittatina sp., Podocarpus sp., Gleichenia sp. и др. (определения М.В. Барковой). Еще ранее донные отложения со значительным, а иногда подавляющим количеством мезозойских миоспор были обнаружены на подводном склоне Летнего, Терского и Кандалакшского Берегов [Дибнер, 1968; Малясова, 1976].

В прибрежной части Кулойского плато в глинистых и песчано-глинистых осадках в обнажениях и скважинах на глубинах до нескольких десятков метров были обнаружены комплексы фораминифер: Islandiella limbata, I. ex.gr. limbata, I. reflexa, Protelphidium orbiculare, P. ustulatum, Nonion labradoricum, Elnhidium clavatum, E. frigidum, E. subarcticum, E. goesi, E. vulgare, Buccella hannai arctica, B. floriformis, Glandulina nipponica, Angulogerina fluens (определения Н.В. Дружининой) и остракод Eucytheridea punctillata, Е. bradii, Cluthia complanatoformis, Heterocyprideis sorbyana, Normanicythere leioderma, Elofsonella concinna, Thacrocythere crenulata, Cytheropteron suzdalsky, C. paralatissimum (определения Н.В. Куприяновой), аналогичные комплексам гаревских слоев печорского района, которые вслед за И.Н. Семеновым мы условно сопоставляем с нижними слоями колвинской свиты.

В береговых обрывах Зимнего Берега на участках, прилегающих к мысам Вепревскому, Острому, устьям рек Товы, Золотицы, Козлы, Ручьи и других, на разной высоте от уровня моря и под уровнем моря вскрываются осадки, содержащие «падимейский» комплекс фораминифер: Protelphidium orbiculare, P. ustulatum, Elphidium florentenae, E. selseyensis, E. goesi, E. subarcticum, Elphidiella harrnai, E. arctica, Melonis barleeanum, Nonion labradoricum, Cassidulina teretis, Islandiella norcassi, I. umbonata, I. islandica, Stainforthia loeblichi, Cibicides rotundatus (определения H.И. Дружининой и В.Я. Слободина).

Тенденция к иной трактовке возраста нижней части кайнозойских отложений проявлялась и ранее. На вероятность присутствия в бассейне Белого моря осадков более древних, чем позднеплейстоценовые, указано в работах Р.Н. Джиноридзе, М.А. Спиридонова, А.Е. Рыбалко, О.П. Брынова и других [Брынов и др., 1984; Джиноридзе и др., 1979].

Полученные данные свидетельствуют, что в разрезах кайнозойских отложений Зимнего Берега, Кулойского плато и Горла Белого моря присутствуют разновозрастные осадки, содержащие комплексы фораминифер, диатомей и остракод, известные в других районах севера Европейской части СССР (рис. 2, б). Наиболее распространен падимейский комплекс, для которого характерны вымершие Protelphidium ustulatum, типичные послеколвинские Elphidiella hannai, Е. arctica и др. Значительна роль атлантических элементов - эльфидиид, исландиелл, в том числе южнобореальных Elphidium: Е. selseyensis, Е. florentinae. Присутствуют также тихоокеанские Islandiella umbonata и разнообразные арктические формы. Комплекс приурочен к глинисто-алевритовым осадкам с переменным количеством грубообломочного материала, обнажающимся в береговых обрывах Зимнего Берега, в абразионных «окнах» на подводном береговом склоне. Видимая мощность толщи достигает местами 70 м. Обычно она залегает на эродированной поверхности венда, а в одном из обнажений - на каолинсодержащих глинах (возможно на коре выветривания).

Более древний, колвинский комплекс известен в двух пунктах Кулойского плато. От падимейского он отличается разнообразием тихоокеанских элементов: Islandiella reflexa, Buccella floriformis, Glandulina и других, а также остракод (определения Н.В. Куприяновой) Elofsonella concinna, Cytherura aff. conplanata, также являющихся типичными представителями тихоокеанских фаун. Глинисто-алевритовые осадки, включающие этот комплекс, содержат гальку и имеют мощность 12 м. Микулинский комплекс выделялся и ранее.

Условия залегания кайнозойских отложений по данным ПГО «Архангельскгеология» принципиально не различаются в пределах суши и акватории. В обоих случаях наблюдается преимущественно плащеобразное залегание верхних частей разреза и локальное распространение нижних в депрессиях докайнозойского рельефа. Разрезы, где обнаружены микрофауна и миоспоры мезозойского и кайнозойского возраста, распространены по периферии крупных положительных морфоструктур (Кулойское плато, Онежский п-ов, Кольский п-ов), совпадающих с современными зонами повышенной тектонической активности (рис. 2, а). Такое структурно-геоморфологическое распространение позднекайнозойских и мезозойских отложений характерно для прилегающих территорий [Суздальский, 1983] , а также Беломорского и Баренцевоморского шельфов [Дибнер, 1968; Малясова, 1976; Самойлович, 1982], где они залегают на склонах поднятий или в эрозионно-тектонических депрессиях.

Изложенное выше позволяет предварительно интерпретировать последовательность залегания ССК в Горле Белого моря следующим образом.

CCK-I, объединяющий акустически прозрачные песчано-алевритовые с гравием отложения, может быть сопоставлен с морскими голоценовыми осадками. К ним же, очевидно, следует отнести CCK-I0 и CCK-I1 мощностью 45-90 м. Колебание мощностей связано с заполнением неровностей рельефа и мощными аккумулятивными телами, сложенными этими ССК.

ССК- I2 по своему структурному и геоморфологическому положению в депрессиях погребенного рельефа и внутреннему строению с параллельными отражающими границами ближе всего соответствуют морским отложениям микулинского горизонта.

ССК-II, объединяющий акустически неоднородные, с дифрагированной картиной записи, алевро-глинистые с переменным количеством гальки и валунов, локализованные на склонах неотектонических поднятий, непостоянной (до 70 м) мощности отложения, по-видимому, включает в себя разнофациальные и разновозрастные отложения, среди которых могут быть: морена (осадки с наиболее дифрагированной картиной записи), морские микулинские и разнофациальные отложения нижних частей плейстоценового разреза, залегающие с резким угловым несогласием на более древних кайнозойских отложениях.

CCK-III0 и CCK-III1 - акустически неоднородные комплексы с хорошо выраженной субгоризонтальной слоистостью, со сравнительно постоянной мощностью, выдержанные по простиранию, приуроченные к низким погребенным террасовым уровням - условно сопоставляются с падимейскими, колвинскими и проблематичными мезозойскими отложениями.

Резюмируя предложенное, отмечаем, что отложения, слагающие кайнозойский разрез Зимнего Берега и прилегающих акваторий, имеют значительно более широкий возрастной диапазон. Наряду с известными ранее микулинскими, присутствуют также падимейские, колвинские, а в основании разреза - проблематично мезозойские отложения. На их присутствие указывают как наши данные, так и данные В.Д. Дибнера, Е.С. Малясовой, Г.Н. Эйхгорна и других. На вероятность былого распространения на прилегающих территориях покрова мезозойских отложений указывалось и ранее [Стрелков, 1974] . Изложенные данные позволяют несколько иначе определить время заложения эрозионно-тектонических депрессий [Самойлович, 1982; Суздальский, 1983] и время формирования современных морфоструктурных элементов, что в дальнейшем должно найти отражение в оценке перспектив района на осадочные полезные ископаемые.

 

Список литературы

1. Брынов О.П., Веричев Е.М., Ершов Л.А., Смирнова Л.А., Станковский А.Ф. Одинцовское межледниковье Зимнего Берега Белого моря. Бюллетень МОИП, 1984, №33.

2. Джиноридзе Р.Н., Кириенко Е.А., Калугина Л.В. и др. Стратиграфия верхнечетвертичных отложений северной части Белого моря. - В кн.: Позднечетвертичная история и седиментогенез окраинных и внутренних морей. М., «Наука», 1979, с. 34-39.

3. Дибнер В.Д. Морфоструктуры шельфа Баренцева моря. Л., «Недра», 1978, 211 с.

4. Малясова Е.С. Палинология донных осадков Белого моря. Л., Изд-во ЛГУ, 1976.

5. Самойлович Ю.Г. Погребенная речная сеть на акватории Кольского шельфа. - В кн.: Стратиграфия и палеогеография позднего кайнозоя Арктики. Л., ПГО «Севморгеология». 1982, с. 5-8.

6. Стрелков С.А. Результаты сравнительного анализа позднечетвертичной истории восточных окраин Фенноскандии. - В кн. : Региональная геология, металлогения и геофизика. Апатиты, 1974, с. 253-257.

7. Суздальский О.В. Заложение долин Баренцево-Карского бассейна позднего кайнозоя. - В кн.: Россыпеобразование на арктическом и дальневосточном шельфах. Л., ПГО «Севморгеология». 1983, с. 75-84.

8. Тарасевич Ю.Н. Развитие морфоструктуры и россыпеобразование в Горле Белого моря. - В кн.: Россыпеобразование на арктическом и дальневосточном шельфах. Л., ПГО «Севморгеология». 1983, с. 60-74.

  

 

 Ссылка на статью: 

к оглавлению

 Суздальский О.В., Тарасевич Ю.Н., Дружинина Н.И. Геология позднекайнозойских отложений Горла Белого моря // Кайнозой шельфа и островов Советской Арктики. Л., изд-во ПГО «Севморгеология», 1986. С. 76-82.





eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz