А.П. Пуминов

К ИСТОРИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН В НИЗОВЬЯХ РЕК ЛЕНЫ И ОЛЕНЕК

Скачать *pdf

 

 

Северо-восточная часть Средне-Сибирского плоскогорья и прилегающие к ней равнины представляют собой область, где на протяжении четвертичного периода происходило неоднократное изменение расположения рек в плане. Следы этих явлений наиболее ярко выражены в низовьях pек Оленек и Лены в виде приподнятых аллювиальных равнин, протягивающихся между указанными речными артериями вдоль современных долин рек Келимяр и Кютингде.

Впервые на чрезмерную ширину долин притока р. Лены - р. Аякит и притока р. Оленек - р. Келимяр (Голимер) обратил внимание А.Л. Чекановский [1896].

К.К. Демокидов и В.А. Первунинский первыми в 1944 г . высказали предположение, что Палео-Лена протекала по низменной полосе, ныне дренируемой реками Аякит, Келимяр и Пур, затем непосредственно, или предварительно слившись с Палео-Анабаром, впадала в море. Устье Палео-Оленека располагалось в районе устья современной р. Пур.

В 1951 г . В.С. Журавлев и Ю.М. Иванов на основании материалов своих исследований наметили долину Палео-Лены от низовьев р. Семейка (приток р. Лены) до устья р. Келимяр, считая, что Палео-Лена протекала здесь в раннечетвертичное, а возможно, и в третичное время. Позднейшая история р. Лены, оставление ею своей древней долины и образование системы современных рек рисуется авторами довольно неопределенно как ряд речных перехватов, следовавших один за другим.

В 1953 г . В.Н. Сакс на основании обобщения имевшихся данных утверждал, что до максимального оледенения р. Лена в низовьях направлялась вдоль долин pp. Аякит и Келимяр к реке Оленек и далее по долинам pp. Хастах и Уэле к устью р. Анабар. Во время максимального оледенения и непосредственно после него р. Лена протекала по тому же пути и впадала в р. Анабар, который в эту эпоху из притока превращается в главную реку. В конце зырянского века р. Лена, покинув древнюю долину на отрезке между pp. Анабар и Оленек, направляет свои воды к морю по долине последнего. Позднее она, оставив отрезок древней долины на участке pp. Келимяр и Аякит, приобретает сток непосредственно на север, в область прибрежной равнины, где сейчас располагается ее дельта. Одновременно заняли свое современное положение и низовья р. Оленек.

В 1956 г . С.А. Стрелков и автор настоящей статьи на основании сопоставления имевшихся данных и результатов личных наблюдений пришли к иному взгляду на историю речной сети в низовьях pp. Лены и Оленек [Стрелков и др., 1957; Стрелков, 1959]. В раннечетвертичную эпоху (до максимального оледенения) р. Лена через систему р. Аякит - р. Келимяр на уровне 110-140-метровых террас выходила к р. Оленек и далее вдоль современных его низовьев направлялась в область шельфа моря Лаптевых до своего древнего устья. По-видимому, этот же путь был унаследован рекой и в период максимального оледенения, когда р. Лена текла на уровне 80-90-метровой террасы. Во время верхнечетвертичного межледниковья р. Лена покидает свою древнюю долину в районе рек Аякит и Келимяр, устремляется на уровне 55-70-метровой террасы вдоль р. Кютингде и после впадения р. Оленек, уходит вдоль его долины к морю Лаптевых, протекая ниже р. Келимяр по своей древней долине.

В 1957 г . М.Т. Кирюшина [Воронов и др., 1959] на основании преимущественно гипсометрических данных высказала мнение, что Палео-Оленек направлялся по аллювиальной равнине, прорезаемой ныне р. Кютингде, и впадал в Палео-Лену в районе верховьев р. Буор-Аякит. Палео-Лена после слияния с Палео-Оленеком текла в направлении, установленном К.К. Демокидовым и В.А. Первунинским.

Итак, имеется несколько точек зрения на историю речной сети региона. Для решения этого вопроса следует сопоставить минералогический состав аллювия разновозрастных террас указанных речных систем.

В настоящее время автор располагает результатами гранулометрического и минералогического анализа 70 образцов четвертичного аллювия из данного района, дающими возможность более уверенно восстановить древнюю речную сеть на различных этапах ее истории.

В статье использованы и обобщены результаты изучения образцов, которые принадлежат различным стратиграфическим горизонтам: 7 образцов - аллювий среднего отдела, 14 - аллювий верхнечетвертичного межледниковья, 23 - аллювий зырянского ледниковья и каргинского позднеледниковья и 26 - аллювий первой надпойменной террасы и поймы. Образцы собраны в разные годы Ю.П. Барановой, Н.А. Борщевой, А.В. Зизой, Ф.И. Ивановым, В.Е. Савицким, А.П. Пуминовым, В.А. Милашевым, К.П. Белоусовым, С.А. Стрелковым.

Таблица 1        

В табл. 1 представлен минералогический состав речных отложений различного возраста.

Для аллювия террас среднечетвертичного (QII) возраста в бассейне р. Оленек и аллювиальной равнины среднечетвертичной Лены характерно резкое преобладание комплекса минералов основных изверженных пород, указывающее на размыв траппов. Наиболее широко представлены здесь пироксены, черные рудные минералы, обыкновенная роговая обманка. В ограниченном количестве содержатся гранаты, лейкоксен и титанистые минералы, невелико содержание эпидот-цоизита, сфена и циркона. В легкой фракции отмечается высокая концентрация кварца при значительно уменьшенном содержании калиевых полевых шпатов, что свидетельствует о размыве терригенных пород (пермских в бассейне р. Оленек, пермских и мезозойских в бассейне р. Лены), происходившем одновременно с размывом траппов.

Общность состава среднечетвертичных аллювиальных отложений двух крупных рек, современные бассейны которых находятся в различных терригенно-минералогических провинциях, естественно, вынуждает нас искать причину кажущегося несоответствия. Можно предположить, что все анализированные образцы представляют аллювий времени максимального оледенения и периода таяния среднечетвертичных ледников. Возможно, что это предположение является единственным приемлемым объяснением высокого содержания трапповых минералов в среднечетвертичном аллювии р. Лены. Именно в это время снос водными потоками в бассейн р. Вилюя продуктов разрушения, сложенных траппами Вилюйских гор, мог быть настолько сильным, что результатом его явилось обогащение речных потоков обломочным материалом траппов до низовьев р. Лены.

Таким образом, роговообманково-пироксеновая ассоциация, характеризующая среднечетвертичные террасы в бассейне р. Оленек и в нижнем течении р. Лены, явилась следствием специфических условий ледникового времени. Масштабы развития террас в указанных бассейнах заставляют считать, что главной рекой являлась Лена, которая на севере протекала по своей древней долине, ныне дренируемой верховьями р. Аякит и р. Келимяр. После впадения в нее р. Оленек р. Лена устремляла свои воды вдоль современной долины р. Оленек (рис. 1а). Общее сходство минералогического состава аллювия не дает возможности судить о роли той и другой реки в формировании аллювия ниже устья р. Оленек. Судя по обширности аллювиальных равнин среднечетвертичной Лены, р. Оленек, очевидно, была ее притоком, лишь немного более многоводным, чем современная р. Оленек.

Рисунок 1

Аллювий верхнечетвертичного межледниковья (QIII1) в отличие от среднечетвертичного в минералогическом отношении различен. Аллювий межледниковых террас р. Оленек до устья р. Кютингде имеет роговообманково-пироксеновый состав, т.е. в определенной мере является в этом отношении аналогичным среднечетвертичному аллювию. В легкой фракции преобладают плагиоклазы, а кварца почти в два раза больше, чем калиевых полевых шпатов. Приведенные данные указывают на формирование аллювия р. Оленек в верхнем и среднем течении за счет размыва траппов и терригенных пород.

Ниже устья р. Кютингде аллювий р. Оленек становится роговообманково-гранатово-пироксеновым, причем соотношение граната и пироксена изменяется. Таков же аллювий межледниковой Лены, прорезаемый современной долиной р. Кютингде, а южнее (в бассейне р. Аякит и в районе пос. Натары) состав его становится гранатово-роговообманково-пироксеновым с различным соотношением роговой обманки и пироксена. Во всех этих случаях наблюдается значительное содержание эпидот-цоизита (5,9-10,0%), сфена (до 5,2%), лейкоксена и титанистых минералов (до 9,5%).

Легкая фракция преобладающей части образцов сложена кварцем при значительно меньшем количестве калиевых полевых шпатов. Вместе с тем встречаются образцы, в которых калиевых полевых шпатов больше, чем кварца.

Таким образом, в верхнечетвертичном межледниковом аллювии рассматриваемых районов выделяются две терригенно-минералогические ассоциации. Одна из них приурочена к долине верхнего и среднего течения р. Оленек и обогащена трапповым материалом и продуктами переотложения терригенных пород. Вторая присутствует в террасах долины р. Лены, в осадках аллювиальной равнины межледниковой Лены на отрезках, дренируемых реками Аякит и Кютингде, и появляется в межледниковых террасах р. Оленек в его нижнем течении (ниже устья р. Кютингде). Эта ассоциация слагается, как вытекает из приведенных выше данных, тремя минеральными комплексами: трапповым, устойчивых минералов и метаморфических минералов.

Учитывая все сказанное в отношении минерального состава межледникового аллювия, мы приходим к выводу, что главной рекой рассматриваемого района была Лена, протекавшая там, где ныне расположены долины рек Аякит, Кютингде и Оленек. В пользу изложенного вывода свидетельствует однородность минерального состава аллювия на всем протяжении древнего пути межледниковой Лены. Река Оленек впадала в р. Лену в районе современного устья р. Кютингде и, судя по тому, что роговообманково-пироксеновый аллювий ее не проявляется в осадках межледниковой Лены ниже устья р. Кютингде, была незначительным притоком, может быть несколько более многоводным, чем ныне (рис. 1б).

Аллювий зырянско-каргинского (QIII2+3) времени целесообразнее рассматривать вначале по участкам с одновременным обобщением имеющегося материала по каждому бассейну или отрезку долины, характеризующемуся общностью данных.

Для террас зырянско-каргинского времени в бассейне верхнего и среднего течения р. Оленек (выше устья р. Кютингде) характерна роговообманково-пироксеновая ассоциация с незначительным содержанием минералов метаморфических пород и устойчивых минералов.

На отрезке долины р. Оленек между реками Кютингде и Пур проявляется гранатово-роговообманково-пироксеновая ассоциация с относительно повышенным содержанием эпидот-цоизита (6,5%), сфена (6,1%), лейкоксена и титанистых минералов (3,3%). Здесь замечается почти полная аналогия с рассмотренным выше минералогическим составом аллювия межледниковой Лены. Можно допустить, что зырянско-каргинские террасы на данном участке р. Оленек в основном формировались за счет межледникового аллювия, что, кстати, не противоречит нашим полевым наблюдениям в 1955 г .

В бассейне р. Пур минералогическая ассоциация, характеризующая зырянско-каргинские отложения, может быть названа роговообманково-пироксеново-гранатовой, а в бассейне р. Келимяр - роговообманково-гранатово-пироксеновой. Указанные ассоциации характеризуются высоким (особенно на р. Пур) содержанием лейкоксена и титанистых минералов и относительно повышенным количеством эпидот-цоизита, циркона, апатита и сфена.

В отложениях на р. Оленек ниже устья р. Келимяр со всей очевидностью отражено влияние аллювия р. Пур. Оно заметно в близких содержаниях пироксенов, роговой обманки, лейкоксена и титанистых минералов. Сравнительно низкое содержание граната компенсируется высокими значениями рудных черных минералов и апатита, которые, возможно, поступают из мезозойских осадков. Питание р. Оленек ниже р. Келимяр за счет аллювия рек Пур и Келимяр (частично) с определенностью доказывается также сопоставлением состава легкой фракции, отличающегося чрезвычайной близостью.

Таким образом, изложенные данные свидетельствуют о поступлении со стороны Анабарского массива больших объемов рыхлых масс в зырянско-каргинское время вдоль р. Пур, что полностью согласуется с имеющимися взглядами на палеогеографию этого района в указанное время. Влияние аллювия р. Оленек ниже устья рек Пур и Келимяр в одновозрастных осадках не заметно. Следовательно, надо признать, что в рассматриваемый период истории речной сети главной водной артерией, приносившей аллювиальные осадки в современные низовья р. Оленек, была река, долина которой позднее была унаследована р. Пур (рис. 1в).

В послеледниковых террасах верховьев и среднего течения р. Оленек представлены роговообманково-пироксеновая и существенно пироксеновая ассоциации с довольно значительным содержанием рудных черных минералов (3,2-22,2%), эпидот-цоизита (до 8,6%) и граната (до 6,5%). Наряду с образцами, в легкой фракции которых кварц значительно преобладает над калиевыми полевыми шпатами, встречаются образцы с легкой фракцией существенно плагиоклазового состава. Приведенный выше минералогический состав соответствует комплексу пород, развитому в бассейне среднего и верхнего течения р. Оленек, и в общем сходен с минералогическим составом аллювия всех более древних террас этого района.

Современные террасы р. Кютингде формируются путем переотложения аллювия межледниковой Лены. По-видимому вследствие этого, обнаруживается большое сходство минералогического состава аллювия современных террас р. Кютингде с аллювием межледниковой Лены в районе р. Кютингде. Сходство проявляется в близком содержании в тяжелой фракции пироксенов, эпидот-цоизита, сфена; незначительные отклонения в показателях содержания гранатов компенсируются роговой обманкой.

От зырянско-каргинских отложений бассейна р. Пур современные террасы этой реки отличаются высоким содержанием пироксенов, во много раз меньшим количеством гранатов, циркона, лейкоксена и титанистых минералов, сфена. Это различие в минералогическом составе хорошо объясняется тем, что после прекращения стока талых ледниковых вод с Анабарского массива бассейн р. Пур был ограничен пределами приоленекского района. Обломочный материал в это время стал поступать со значительно уменьшенной по площади территории, что привело к существенной роли в минералогическом составе траппового комплекса (рис. 1г).

Приведенные материалы убедительно свидетельствуют в пользу широко распространенного мнения, что история речной сети на северо-востоке Средне-Сибирского плоскогорья в недалеком прошлом была очень сложной. Вместе с тем изложенные данные ставят под сомнение правильность высказываний ряда исследователей по частным, но существенным, с палеогеографической точки зрения, вопросам. Спорным является проведение долины Палео-Лены западнее р. Оленек - по долинам рек Хастах и Уэле или Пур и Уэле и долины Палео-Оленека - в сторону р. Лены по системе рек Кютингде и Аякит.

Первое убедительно опровергается наличием в самых низовьях р. Оленек высоких террас Палео-Лены, что не позволяет проводить долину Палео-Лены западнее современной р. Оленек. Палео-Лена протекала вдоль долины последней, что подтверждается сходством  минералогического состава ее отложений на изученном отрезке (рис. 1а, № 4 и 5).

Ошибочность второго мнения становится несомненной при рассмотрении минералогического состава осадков (табл. 1, рис. 1б, № 7, 8, 9, 10 и 11).

В заключение приведем основные палеогеографические выводы, вытекающие из изложенных материалов. Они вкратце сводятся к следующему.

Река Лена до и во время максимального оледенения протекала по системе рек Аякит - Келимяр, принимала р. Оленек в районе устья р. Келимяр и направлялась далее вдоль современных низовьев р. Оленек до своего древнего устья, ныне скрытого под водами моря Лаптевых.

В межледниковую эпоху р. Лена покидает Аякит-Келимярский участок древней долины и направляется через верховья р. Аякит по р. Кютингде к р. Оленек; ниже р. Келимяр по своей древней долине она стекает к морю Лаптевых.

В конце межледниковой эпохи и в начале зырянского оледенения р. Лена утрачивает связь с долиной р. Оленек, покидает отрезок долины на участке р. Кютингде и, отходя к востоку, занимает область своей современной долины. Оленек становится самостоятельной рекой, непосредственно впадающей в море.

В период таяния зырянских льдов и в позднеледниковое время р. Оленек на сравнительно непродолжительное время становится притоком реки, на месте которой в настоящее время протекает р. Пур. По мере прекращения стока талых вод Оленек снова становится главной рекой, а р. Пур одним из ее притоков.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова Ю.П., Бискэ С.Ф., Пуминов А.П. Палеогеография бассейнов верхних течений рек Оленек и Мархи. Труды Инст. геол. Арктики, т. 67, 1958.

2. Воронов П.С., Кирюшина М.Т., Полькин Я.И., Стрелков С.А. Новейшая тектоника заполярной части Лено-Енисейской области. Труды Инст. геол. Арктики, т. 105, 1959.

3. Стрелков С.А., Пуминов А.П., Наумов А.Н. О возможной тектонической причине переустройства речной сети в низовьях рек Лены и Оленек. Инф. бюлл. Инст. геол. Арктики, вып. 6, 1957.

4. Стрелков С.А. и др. Четвертичные отложения Советской Арктики. Труды Инст. геол. Арктики, т. 91, 1959.

5. Чекановский А.Л. Дневник экспедиции по рекам нижней Тунгуске, Оленеку и Лене в 1873-1875 гг. Зап. Русск. геогр. общ. по общей геогр., т. 20, № 1, 1896.

 

 

Ссылка на статью:

Пуминов А.П. К истории речных долин в низовьях рек Лены и Оленек. Труды НИИГА. Том 114, 1960, вып. 14, с. 163-172.

 



 



eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz