Е.С. Хоменко1, E.A Гусев1, Ф.Е. Максимов2, С.Б. Левченко2

К ВОПРОСУ О СТРАТИГРАФИИ ДОННЫХ ОСАДКОВ ПОДНЯТИЯ МЕНДЕЛЕЕВА (СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН)

Скачать *pdf

1 ВНИИОкеангеология им. акад. И.С. Грамберга, г. Санкт-Петербург, Россия

2 Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

 

Существуют две возрастные модели стратиграфической привязки комплексов донных осадков, поднятых грунтовыми трубками в Северном Ледовитом океане: «древняя» [Herman, 1974; Clark et al., 1990; Андреева и др., 2007 и др.] и «молодая» [Jakobsson et al., 2000, 2003; O'Regan et al., 2008; Polyak et al., 2009 и др.]. Первая основана на интерпретации намагниченности осадков и нахождении определенных групп микрофауны, имеющих стратиграфическое значение (индекс-виды и комплексы). Вторая основана на радиоуглеродных датировках раковинок планктонных фораминифер, изотопии кислорода и содержании в осадках минералов Fe и Mn. При этом древние фораминиферы и диатомовые считаются переотложенными, а интервалы обратной намагниченности осадков соотносятся не с эпохой Матуяма, а с эпизодами эпохи Брюнес.

Изучена колонка осадков AF-0731, поднятая с восточного склона поднятия Менделеева в ходе 26 рейса НЭС «Академик Федоров» в 2007 г . Колонка была отобрана с помощью гидростатической трубки в точке с координатами 78°37'48.9" с.ш. 171°56'52.1" з.д., глубина моря 2280 м , длина колонки 355 см . Колонка представлена переслаиванием слоев алевропелитов и пелитов серого и оливково-желтовато-коричневого цветов. В интервале 2.34- 2.38 м залегает характерный светло-розовый прослой алеврита, содержащий крошку доломита.

Для исследования бентосных и планктонных фораминифер изучены образцы толщиной 4 см , отобранные с интервалом 0- 20 см , в среднем интервал между образцами в верхней половине колонки составил 4 см , в нижней - 10 см . В исследованных пробах было выявлено 88 форм бентосных фораминифер, из них 53 определены до вида, абсолютное большинство фауны представлено формами с известковой раковиной.

Так в колонке выделяется пять максимумов содержания бентосных фораминифер, соответствующих первым пяти интервалам, коричневого цвета. Эти же интервалы характеризуются и максимальным содержанием планктонных фораминифер. Первый пик содержания раковин приходится на верхние 10 см керна, последний расположен на 2 м .

Наибольшую долю в сообществе на протяжении всего разреза составляют глубоководные виды - Oridorsalis tener (40-100 %), Cibicidoides wuellerstorfi (до 50 %), Eponides tumidulus (до 30 %), сопутствующими видами являются представители сем. Miliolidae. Численность фораминифер в осадке четко коррелирует с его цветом, что уже было показано Л. Поляком с соавторами [Polyak et al., 2007] для осадков Центрального Арктического бассейна - обильная фауна отмечается в интервалах коричневого цвета, причем максимальная численность характерна для осадка шоколадного цвета, в интервалах с цветовой гаммой от различных оттенков желтого до серого фауна малочисленна или вовсе отсутствует.

Интервалы 0-15 и 20- 50 см содержат богатый комплекс бентосных фораминифер как в видовом (до 16 видов на образец) так и в количественном отношении (от 100 до 240 раковин/г), и характеризуются высоким разнообразием сообщества - наряду с видами-доминантами многочисленны разнообразные милиолиды: Quinqueloculina akneriana, Q. seminula, Q. weaver, Miliolinella chukchiensis, M. subrotunda, Triloculina tricarinata, Pyrgo spp. Большая численность раковин (120 раковин/г) в интервале 190- 210 см представлена в основном Oridorsalis tener. Этот вид становится доминирующим в олиготрофных условиях, вытесняя С. wuellerstorfi, E. tumidulus [Wollenburg, Mackensen, 1998]. Во всех интервалах, содержащих обильную глубоководную фауну, присутствуют также и виды, характерные для шельфа [Хоменко, 2009].

Интервал 61- 112 см , разделяющий два пика обилия фораминифер, интересен практически полным отсутствием фауны как бентосной, так и планктонной, при этом в осадке практически отсутствуют частицы крупнее 63 мкм, что говорит о своеобразных условиях осадконакопления. Отсутствие фауны в данном случае, возможно, объясняется растворением или иного рода разрушением, так в некоторых образцах (90-93, 98- 102 см ) этого интервала присутствуют частицы черного цвета - часть их является фораминиферами, чья раковина полностью замещена железистым веществом. Присутствие похожих образований отмечалось Л.Поляком с соавторами [Polyak et al., 2007] и для Чукотской континентальной окраины. В изученном разрезе подобные образования отмечаются и в некоторых образцах, расположенных ниже 260 см (280-283, 290-294, 353- 355 см ). Выделенные комплексы бентосных фораминифер в целом сопоставимы с описанными по северной части поднятия Менделеева [Андреева и др., 2007].

Осадки колонки были датированы иониевым (230Th:234U) методом в Лаборатории четвертичной геохронологии Санкт-Петербургского университета. Распределение 230Тhизб в колонке осадков свидетельствует, в целом, о понижении его активности от поверхностного слоя вглубь. Вычислены следующие возрастные значения: интервал 0- 2 см - 12.6±3.9, 15 см - 34.3±4.8, 80 см - 183.1±25.6 тыс. лет назад. Если возраст осадков определен корректно, то пики содержания фораминифер попадают на микулинское и лихвинское межледниковья. Похожие возрастные датировки были получены ранее по северной части поднятия Менделеева [Андреева и др., 2007] и для склонов Канадской котловины [Herman, 1974]. В то же время по колонкам с поднятия Менделеева [Polyak et al., 2009] и Чукотской впадины [Wang et al., 2009], были получены радиоуглеродные и аминокислотные датировки, которые свидетельствуют о более молодом возрасте осадков. Пики содержания бентосных и планктонных фораминифер из этих колонок соответствуют средневалдайскому межстадиалу и микулинскому межледниковью. Последнее фиксируется на глубине примерно 2- 2.5 м от поверхности морского дна, что сопоставимо также и с положением этого интервала в скважине с хребта Ломоносова [O'Regan et al., 2008].

С одной стороны, полученные нами данные, укладываются в «древнюю» стратиграфическую модель. С другой стороны, если продатировать органические остатки из колонки AF-0731 радиоуглеродным и аминокислотным методами, не исключено, что будут получены более молодые даты. Проблема валидности получаемых разными методами датировок пока не может считаться решенной. Кроме того, существуют проблемы в определении вектора намагниченности приполюсных рыхлых донных осадков, связанные как низким углом наклона силовых линий магнитного поля, так и с геохимическими изменениями осадков. Известны также и явления переотложения палеогеновых фораминифер и диатомовых в заведомо четвертичные отложения хребта Ломоносова и других районов Арктики [Гусев и др., 2006 и др.].

Потому, с нашей точки зрения, правомерны попытки интерпретации микропалеонтологических и литолого-геохимических данных, не привязываясь к изотопным характеристикам и определениям абсолютного возраста по органическим остаткам, содержащимся в осадках.

  

 

Ссылка на статью:

Хоменко Е.С., Гусев Е.А., Максимов Ф.Е., Левченко С.Б. К вопросу о стратиграфии донных осадков поднятия Менделеева (Северный Ледовитый океан). // Природа морской Арктики: современные вызовы и роль науки. Тезисы докл. Междунар. конф., г. Мурманск, 10-12 марта 2010 г ., Апатиты, Изд-во КНЦ РАН, 2010. С. 218-219.

 



вернуться на главную


eXTReMe Tracker

 
Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz