М.С. Калецкая

О ЦЕНТРАХ ОЛЕДЕНЕНИЙ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРО-ВОСТОКЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СССР

Институт географии Академии наук СССР

Скачать *pdf

 

 

Вопрос о роли различных центров в формировании ледникового покрова равнины Европейской части СССР рассматривался многочисленными исследователями. Если первоначально все вопросы формирования ледниковых отложений и ледникового рельефа связывались со скандинавским центром оледенения, то уже с 1900 г., начиная с работ Де-Геера, появились высказывания о существовании также других центров - на Земле Франца-Иосифа, Шпицбергене, Новой Земле.

Последующие исследования в Малоземельской и Большеземельской тундрах на Северном Тимане, по средней и верхней Печоре, в бассейне р. Вычегды [Григорьев, 1924; Краснов, 1947; Софронов, 1944; Чернов, 1947 и др.] указывали на присутствие в моренных отложениях валунов палеозойских пород, распространенных на Новой Земле.

Это дало основание С.А. Яковлеву [1953] считать, что новоземельский центр играл исключительно важную роль в ледниковых покровах четвертичного времени.

Указания на наличие ледникового центра на Урале имеются уже в работах XIX в. - А. Кайзерлинга и П.И. Кротова. Многочисленные последующие исследователи Урала [Варсонофьева, 1939; Краснов, 1947; Суздальский, 1955; Чернов, 1947; 1953 и др.] подтвердили наличие следов ледникового центра на Урале, но ограничивали его роль лишь верхнечетвертичным временем.

В настоящей статье мы рассматриваем данные, относящиеся к территории, ограниченной на севере хр. Пай-Хоем и на востоке и юго-востоке Уралом; на западе граница района проходит от Хайпудырской губы на севере, через бассейн р. Адьзвы, в бассейн р. Сыни на юге, не касаясь районов, расположенных к западу.

Рассматривая соотношение ледниковых покровов древне- и среднечетвертичного времени, исходивших из скандинавского, новоземельского и уральского центров оледенения, С.А. Яковлев [1953] приходит к выводу, что вся территория Полярного Урала и Пай-хоя расположена в сфере влияния новоземельских льдов, которые; переваливая через Урал, распространялись по Западно-Сибирской низменности вплоть до с. Самарова. Незначительный уральский центр располагался лишь в области Приполярного и Северного Урала (рис. 1).

Рисунок 1

Эта точка зрения - об исключительном влиянии в течение среднечетвертичного времени новоземельского центра - прочно вошла в литературу.

Однако уже А.А. Чернов указывал, что наряду с новоземельским центром, центрами оледенения для территории Коми АССР должны были являться также Вайгач, Пай-Хой и даже значительная часть Карского моря, Ямал и Таймыр. Общее направление движения льдов в равнинной части бассейна р. Усы было с ССВ на ЮЮЗ. Значительная часть обломочного материала, слагающая рисскую морену в бассейне р. Усы, поступала также из восточной части Большеземельской тундры. А.А. Чернов считал, что самостоятельного уральского центра оледенения не существовало; ледниковый покров приходил на Полярный Урал с северо-востока и охватывал его.

В настоящее время почти вся территория, о которой идет речь, покрыта геологической съемкой и пересечена многочисленными маршрутами тематических исследований. В связи с этими работами производилось изучение валунного материала из ледниковых отложений. Были описаны сотни шлифов валунов и произведено их массовое макроскопическое определение. Огромную работу в этом направлении провел А.Д. Миклухо-Маклай. Многочисленные определения валунов произведены также петрографической Лабораторией Коми-Ненецкого геологического управления и отдельными геологами съемочных партий. Полученные результаты позволяют говорить, что валуны несомненно чуждого происхождения здесь отсутствуют. Абсолютное преобладание принадлежит валунам, источниками питания которых являются Урал, Пай-Хой и восточная часть Большеземельской тундры. Некоторые известняки и сланцы, встречающиеся среди валунов, известны и за пределами Урала и Пай-Хоя - на Новой Земле. Местонахождение этих валунов не может дать определенного ответа об их коренном источнике, однако нахождение их совместно с валунами, имеющими несомненно уральское или пайхойское происхождение, не противоречит выводу об их урало-пайхойской принадлежности. В больших количествах среди валунов встречаются: серые и розовые кварцитовидные песчаники и кварциты ордовика, местами сопровождающиеся пуддинговыми конгломератами, вся гамма зеленокаменных пород, пермские песчаники, алевролиты и конгломераты, разного типа известняки с фауной карбона, девона и силура, опоковидные и кварц-глауконитовые песчаники верхнего мела. Реже встречаются метаморфические сланцы, габброиды, перидотиты, гранитоиды. Постоянно отмечается присутствие мелкой кварцевой и кремнистой галечки.

При движении к западу больший удельный вес среди валунов приобретают известняки и кремнистые сланцы, широко развитые на Пай-Хое.

Одновременно с валунами производилось изучение в шлифах мелкоземистого материала морены. Обломочный материал из мелкоземистой части морены, согласно описанию шлифов, так же как и валунный материал, полностью отвечает комплексу пород, слагающих Полярный Урал, Пай-Хой и восточную часть Большеземельской тундры. Таким образом влияние новоземельского центра как области питания обломочным материалом в пределах описываемой территории не сказалось.

Встает вопрос, на каком фактическом материале сделано построение о столь обширном распространении новоземельских льдов в пределы Западно-Сибирской низменности, Полярного Урала, Пай-Хоя и прилегающей к ним восточной части Большеземельской тундры; имеются ли данные о распространении руководящих новоземельских валунов в пределах этих территорий.

Оказывается, что никаких руководящих валунов новоземельского происхождения в пределах Западно-Сибирской низменности и Урала не обнаружено. Что касается Пай-Хоя, восточной части Большеземельской тундры и равнины, прилегающей к Уралу, то, согласно сводной работе С.А. Яковлева, имеются следующие находки: 1) валун пикрита на Пай-Хое, источником которого предполагается район Маточкина Шара; 2) валун спилита на р. Кось-Ю (левый приток р. Усы), источником которого предполагается Новая Земля. Находки пермского известняка с мшанками и девонского известняка с фауной в районе с. Усть-Щугора сделаны уже за пределами рассматриваемого района.

Все построения о распространении на эту территорию новоземельских льдов делались, главным образом, на основании распространения валунов уральского происхождения. Предполагалось, что льды растекались радиально из новоземельского центра; поток, двигавшийся на юго-восток, встречал на своем пути Полярный и Приполярный Урал, расположенный перпендикулярно по отношению к направлению движения льдов (Урал имеет здесь северо-восточное простирание). Переваливая через Урал, льды обогащались уральским обломочным материалом и разносили его по Западно-Сибирской низменности. Поток льдов, направлявшийся с севера на юг, проходил вдоль западного склона Урала, захватывал здесь обломочный материал уральского происхождения и разносил его к югу. Благодаря подпору льдами, исходившими из новоземельского центра, льды уральского центра могли распространяться только к югу.

Дополнительным основанием для принятия столь широкого распространения новоземельских льдов явились данные о заносе валунов в пределы предгорной увалистой полосы Урала из районов, располагающихся непосредственно к западу и северу. Согласно В.А. Варсонофьевой и Г.П. Софронову, занос валунов с запада на восток осуществлялся новоземельскими льдами, которые, имея общее направление движения с севера на юг, отжимались к востоку под влиянием скандинавских льдов, двигающихся с северо-запада. Таким образом, для объяснения заноса местных валунов с запада на восток привлекались новоземельские и даже скандинавские льды.

Явления заноса валунов по направлению к горам наблюдались и нами. Однако для объяснения случаев заноса валунов совершенно не требуется привлечения новоземельских льдов. С.Г. Боч и Л.Д. Долгушин указывали, что занос валунов мог осуществляться и уральскими льдами при условии движения их на некотором протяжении вдоль Урала, так как занос происходил в основном по межгорным долинам и депрессиям, открытым на север.

К этому нужно прибавить, что Урал, являвшийся центром оледенения, расположен перпендикулярно движению воздушных масс, что способствовало более быстрому нарастанию западной части ледникового покрова. Это обстоятельство, по мере роста покрова, могло обусловить смещение центра оледенения к западу от Урала и явиться причиной движения потоков льда на некотором протяжении с запада на восток, чем и был вызван занос валунов в этом направлении. Кроме того, рельеф Урала, регулировавший направление движения льдов, претерпел значительные изменения в течение четвертичного времени, и высотные соотношения его отдельных частей могли существенно отличаться от современных.

Роль рельефа должна была особенно сильно сказаться в начале и в конце оледенения, когда мощности льда были невелики. В это время приобретали значение местные центры, влиянием которых могут быть объяснены многие случаи заноса валунов в горы. На роль местных центров в общем ледниковом покрове уже указывал О.В. Суздальский [1955].

Таким образом, имеющийся в настоящее время фактический материал не дает никаких оснований для распространения льдов, исходивших из новоземельского центра, на область Полярного Урала, Пай-Хоя и прилегающей к ним равнины. Это тем более маловероятно, так как на значительной территории северо-востока в течение среднечетвертичного времени продолжали существовать морские условия. Вся рассматриваемая область как в период среднечетвертичных оледенений, так и в верхнечетвертичное время находилась под влиянием местных центров оледенения Урал и Пай-хой являлись основными источниками питания ледниковых отложений обломочным материалом.

 

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Варсанофьева В.А., Тр. Сов. секц. Международн. ассоц. по изуч. четвертичн. периода, в. 4, 1939.

2. Григорьев А.А., Геология и рельеф Большеземельской тундры и связанные с ним проблемы, 1924.

3. Калецкая М.С., Миклухо-Маклай А.Д., Тр. Инст. географии, 20, 1968.

4. Краснов И.И. Результаты изучения четвертичных отложений Большеземельской тундры и Печорской низменности // Бюллетень комиссии по изучению четвертичного периода. 1947, № 9, с. 76-79.

5. Ламакин В.В. Древнее оледенение на северо-востоке Русской равнины // Бюллетень Комиссии по изучению четвертичного периода. 1948. № 12. С. 18-38.

6. Софронов Г.П., Тр. Инст. мерзлотоведения, в. 6, 1944.

7. Суздальский О.В., Информ. сборн. ВСЕГЕИ, 1, 1955.

8. Чернов Г.А. Новые данные по четвертичной истории Большеземельской тундры // Бюллетень комиссии по изучению четвертичного периода. 1947, № 9, с. 70-75.

9. Чернов А.А., Производительные силы Коми АССР, 1, гл. Четвертичные отложения, 1953.

10. Яковлев С.А. О морских трансгрессиях на севере Русской равнины в четвертичное время // Бюллетень комиссии по изучению четвертичного периода. 1947, № 9, с. 5-14.

11. Яковлев С.А. О соотношениях ледниковых покровов чегвфтичного пфиода исходивших го Скандинавского, НовоЗемельского и Уральского центров оледенения // Бюлл. Комисс. по изуч. четвертичн. периода, 1953. № 18. C. 18-26.

 

 

Ссылка на статью:

Калецкая М.С. О центрах оледенений на крайнем северо-востоке европейской части СССР // Доклады Академии наук СССР. 1960. Том 135, № 4. С. 925-928.

 



 



 



eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz