М.С. Калецкая

   ЧЕТВЕРТИЧНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ РЕЛЬЕФА ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ПЕЧОРСКОГО БАССЕЙНА

 

Институт географии АН СССР

 

Скачать pdf

 

  

В основу настоящего сообщения легли материалы, полученные в результате совместных работ, проводившихся Институтом географии АН и трестом Печорауглегеология в восточной части Печорского бассейна в 1955 и 1956 гг. Одновременно были использованы материалы геолого-съемочных работ, проводившихся трестом Печорауглегеология на территории Печорского угольного бассейна.

Представления о четвертичных отложениях этого района сложились, в основном, в результате маршрутных исследований А.А. Чернова, Г.А. Чернова, Г.П. Сафронова, С.Г. Боча и других исследователей.

Остановимся на основных чертах рельефа рассматриваемой территории.

Двигаясь с севера на юг, мы последовательно пересечем районы, характеризующиеся своеобразными особенностями рельефа. На юго-западном склоне Пай-Хоя, уже в пределах достаточно мощного плаща четвертичных отложений, протягивается полоса грядового рельефа, ориентированного в северо-западном направлении. Южнее правильная ориентировка гряд теряется. Имея меридиональное направление в центральной части, они веерообразно расходятся, меняя простирание на северо-западное, широтное и северо-восточное, следуя вдоль границы полосы своеобразного ледникового рельефа, расположенного южнее. Для района этой полосы, имеющей ширину 30- 40 км , характерна необычайная свежесть ледникового ландшафта и своеобразие ледниковых образований. Бесчисленные всхолмления, то соединяющиеся в отдельные массивы, то располагающиеся отдельными пятнами, лишенные всякой ориентировки, занимают как высокие части водоразделов, так и склоны. Округлые и неправильных очертаний холмы образуют запутанный лабиринт; среди них в котловинах на разных гипсометрических уровнях располагаются бесчисленные озера разной величины и формы, то правильно округлые, то с необычайно сложной лопастной береговой линией. Бессточные и соединенные протоками, расположенные изолированно у самой бровки склонов к долинам, не имея в них стока, озера эти находятся в самых различных стадиях освоения их современной гидрографической сетью. В большинстве своем холмы сложены песчаным материалом, редко суглинистым; в районе р. Няртей-яги они сложены слоистой толщей песков и суглинков, содержащих детрит морской фауны. Прерывистый слой крупнообломочного материала, часто очень слабо окатанного, венчает эти всхолмления. В западной части района - в бассейне р. Море-Ю и верховьях р. Сарембой, холмистый ледниковый рельеф глубоко прорезан крутосклонными террасированными долинами. На востоке - на междуречье Кары и Хальмер-Ю область котловинно-холмистого рельефа с неориентированными формами типа камов совершенно незаметно сливается с полосой четко ориентированных конечно-моренных образований. Оба типа ледниковых образований несомненно являются синхронными.

В пределах этой территории расположена Коротаихинская депрессия, являющаяся в значительной мере областью стока ледниковых вод. На северо-западной окраине - по левобережью р. Коротаихи располагается пониженная равнина, сложенная осадками послеледниковой ингрессии, в пределах которой сохранились отдельные останцы, образованные межледниковыми и моренными отложениями.

К югу от границы распространения холмисто-котловинного рельефа характер ледникового ландшафта изменяется. Обширные площади здесь заняты волнистой равниной или широкими массивами всхолмлений. Рельеф имеет более сглаженные очертания, отсутствует массовое развитие замкнутых котловин. Только отдельные массивы всхолмлений, разбросанные сравнительно незначительными по площади пятнами, указывают на свежесть форм ледниковой аккумуляции. Широкие полосы вдоль долин главных рек заняты эрозионным рельефом, формирующимся за счет площадей развития ледниковых форм. Характерной особенностью рельефа этой территории является наличие древних ложбин стока, ориентированных большей частью в широтном или северо-западном направлении и соединяющих бассейны разных рек. Таким образом, для района характерно перераспределение и перестройка гидрографической сети. Ориентировка орографических элементов на значительной площади здесь также отсутствует. Лишь в бассейне среднего течения р. Большой Роговой, на довольно значительной площади хорошо выражена система гряд северо-восточного простирания. Участки менее отчетливо выраженного ориентированного грядово-холмистого рельефа прослеживаются и южнее вдоль низовьев р. Большой Роговой и в бассейне р. Кость-Ю.

Для этого же района характерно наличие ряда денудационных или денудационно-тектонических возвышенностей, вытянутых в северо-восточном направлении. Одна из этих возвышенностей, изученная наиболее детально, так называемая Ручьюсская структура, представляет собой область молодого поднятия.

На юго-западной окраине территории расположена плоская слабоволнистая равнина, сложенная флювиогляциальными и аллювиальными песками.

Рассматривая рельеф фундамента в бассейне р. Усы, - на территории, прилегающей с запада к Полярному Уралу, - мы можем констатировать значительно большую расчлененность этого рельефа по сравнению с современным. При сохранении общего плана строения (северо-восточное простирание основных элементов и общий уклон с северо-востока на юго-запад) рельеф фундамента отличается большими амплитудами высот. Таким образом, для периода, предшествовавшего оледенению, можно отметить наличие следов эрозионного цикла не только для территории гор и предгорий, но и в пределах широкой полосы равнины, прилегающей к Полярному Уралу.

Вопрос о количестве оледенений, имевших место на территории Печорского бассейна, решался по-разному; также различно решались вопросы о центрах оледенений и о положении морен в общей стратиграфической схеме. Наиболее отчетливо на изученной территории выделяются следы двух покровных оледенений, причем в последнем оледенении выделяются две фазы. Для более южных районов - бассейнов рек Нечи и Инты в настоящее время уже имеются некоторые данные, позволяющие говорить о наличии отложений наиболее древнего (третьего) покровного оледенения. Кроме того, самостоятельное значение имеет наиболее молодое горное оледенение.

В литературе довольно прочно укоренилось представление, что центром предпоследнего оледенения являлась Новая Земля, в то время как центрами последнего оледенения являлись Урал и Пай-Хой.

А.А. Чернов считает, что помимо Новой Земли центрами оледенения являлись Вайгач, Пай-Хой и часть Карского моря. На основании массового просмотра валунов можно сделать вывод, что и в период предпоследнего оледенения на достаточно широкой полосе, прилегающей к Полярному Уралу, сказалось влияние Пай-Хоя как области питания обломочным материалом. Никаких следов влияния Новоземельского центра оледенения на территорию, расположенную к востоку от меридиана р. Большой Роговой (правый приток р. Усы), не наблюдается.

Предпоследнее оледенение отличалось большой мощностью и достаточной активностью. Оставленная им морена имеет в скважинах мощность до 90- 100 м и характеризуется значительным однообразием состава и текстуры на обширных пространствах равнины; в горах и предгорьях она отсутствует. Обилие органического детрита, пыльцы мезозойского и третичного возраста, обогащение местами мелкозема морены глауконитом свидетельствуют о том, что на площади, по которой двигался ледник, существовал покров морских и континентальных отложений мезозойского и третичного возраста. Морена отличается незначительным содержанием преимущественно мелких и хорошо окатанных валунов и гальки. Созданный ею рельеф подчинен общему плану строения территории, смягчая контрасты рельефа коренных пород.

Межледниковый период характеризовался полным исчезновением ледникового покрова и мощным развитием эрозионной деятельности, вызванной молодыми поднятиями. Оживление тектонической деятельности проявилось как в поднятиях значительной амплитуды в пределах Полярного Урала и прилегающей к нему полосы, так и в погружениях в пределах северной части территории - области Пай-Хоя и равнинной части бассейна р. Коротаихи, захваченной трансгрессией. Дифференциальные движения имели место и в более южной равнинной части бассейна р. Усы. Так, территория Усинско-Роговского междуречья представляла область поднятия и усиленной денудации, в то время как на ее периферии в речных долинах и в озерных бассейнах отлагались мощные толщи галечников. Размыв здесь был настолько интенсивен, что покров морены в значительной мере был снесен и обнажились породы верхнего мела, давшие основной материал для толщ галечников.

Межледниковые осадки в северной части территории представлены морскими фациями, в южной - континентальными (аллювиальными и озерно-аллювиальными) отложениями. Из разреза морских отложений по р. Коротаихе М.А. Лаврова определила фауну, отличающуюся бедностью видового состава и характеризующуюся в основном холодолюбивыми формами. Преобладают Serripes groenlandicus Chemn., Cardium ciliatum Fabr. и Macoma calcarea Chemn. Встречены обломки Cyprina islandica L. На основании этого M.А. Лаврова считает возможным отнести данные отложения к бореальной трансгрессии и сопоставить их со слоями бореальной трансгрессии по Печоре и Суле. Если дальнейшими исследованиями подтвердится принадлежность морских осадков Коротаихи к бореальной трансгрессии, тем самым определится положение последнего оледенения и появится возможность отнести его к валдайскому.

Пыльца из межледниковых отложений характеризуется таежным спектром. Еловые леса с примесью пихты продвигались значительно дальше на север, и климат этого периода был теплее современного.

К концу межледникового времени в связи с наступившим ухудшением климата и значительным поднятием Урала в горах должны были зародиться каровые и мелкие долинные ледники, в результате деятельности которых накапливались громадные массы обломочного материала. Вместе со щебнем, образовавшимся в результате действия процессов выветривания на горных склонах, он послужил материалом для образования морены последнего покровного оледенения, не отличающегося большой мощностью. Движение льда регулировалось уже достаточно расчлененным рельефом. Морена последнего оледенения отличается фациальной неустойчивостью, и мощность ее колеблется от нескольких десятков сантиметров до 20 м и более. Она представлена суглинками, местами песчанистыми, и характеризуется большим содержанием обломочного материала. Граница последнего оледенения протягивается в северо-восточном направлении, пересекая р. Усу вблизи ручья Тошпи, далее к северу пересекает долину р. Большой Роговой выше устья р. Большой Нерцеты и уходит оттуда на юго-запад.

Последний ледниковый покров, достигнув границ своего максимального распространения, оказался вскоре в условиях недостаточного питания. В широкой периферической зоне оледенения активность льда была утеряна, и угасание оледенения шло в условиях пассивного, а позднее мертвого льда. На обширной площади периферической зоны оледенения типичные конечно-моренные образования отсутствуют. Здесь встречаются пятна грядово-холмистого и холмистого рельефа, характеризующегося значительной свежестью ледниковых форм. Полоса правильного грядового рельефа бассейна р. Большой Роговой не фиксирует край ледникового покрова, а расположена перпендикулярно границе оледенения. По предположению С.Г. Боча, она расположена на границе ледниковых потоков, имевших различные центры - Уральский и Новоземельский.

В центральной части Большеземельской тундры развит холмисто-котловинный рельеф, граница которого резко очерчивается по топографическим картам. Характерной особенностью этого рельефа в целом является то, что он окружен разорванным кольцом гряд, своим направлением в деталях повторяющих его контуры. По южной окраине рельефа распространены зандры, которые далее местами переходят в древние ложбины стока.

На основании наличия обильного фаунистического детрита, а также фауны в отложениях, слагающих холмы в бассейне р. Няртей-яги, Е.Ф. Станкевич пришел к выводу, что холмистый рельеф возник в результате интенсивной эрозионной деятельности на площади, занятой осадками бореальной трансгрессии. Однако при первом же взгляде на бесчисленные замкнутые котловины, заполненные озерами, не имеющими стока и расположенными на разных уровнях, никакого сомнения в аккумулятивном происхождении этого рельефа не остается. Эрозионные формы, наложенные на этот рельеф, представляют более молодую генерацию рельефа, в то время как холмисто-котловинный рельеф, типа камового, образовался за счет таяния мертвых льдов. Как уже указывалось, зона мертвых льдов, фиксирующих последнюю фазу оледенений, вблизи Урала переходит в полосу конечных морен. Таким образом, в полосе, связанной с Уралом, еще сохранились массы активного льда. Активный лед сохранился и в области Пай-Хоя. Ориентированные в северо-западном направлении гряды фиксируют, видимо, край покрова, еще сохранявшего активность.

Наличие следов мощного эрозионного цикла, предшествовавшего горному оледенению, заставило нас выделить последнее в самостоятельную фазу. Эрозионный цикл стимулировался возросшей тектонической активностью как в пределах гор, так и в пределах предгорий, а также на территории прилегающей равнины. С этим периодом связана значительная перестройка гидрографической сети в бассейнах рек Хороты, Кичь-пеля, перехваты в бассейнах рек Соби и Усы. Уса перехватила верховья р. Большой Пайпудыни; одновременно низовья Большой Пайпудыни, имевшей, видимо, сток на запад, были перехвачены Собью - рекой восточного склона Полярного Урала. Глубокие эрозионные врезы возникли на склонах Собь-Елецкого прохода, в пределах днища Пайпудынской долины. С этим же периодом связаны поднятия на территории равнины, в пределах Усинско-Роговского междуречья, где по оси поднятия оказались разорванными древние долины и возникли глубокие эрозионные врезы в их верховьях. Дифференцированные движения имели место и севернее - в области главного водораздела Большеземельской тундры, и южнее - в бассейнах рек Инты и Черной.

Горное оледенение не распространялось далеко за пределы гор. Главными центрами оледенения Полярного Урала являлись горный узел в верховьях р. Большой Усы и ультраосновные массивы Пай-ер и Рай-из. Морены горного оледенения характеризуются преобладанием крупнообломочного материала, малым содержанием мелкозема. Валунный материал в пределах отдельных бассейнов отличается значительным однообразием. Аккумулятивные ледниковые формы чрезвычайно свежи. В долинах рек Соби и Усы они вложены в молодые эрозионные долины, возникшие после исчезновения льдов последнего покровного оледенения.

Несмотря на небольшое количество материала, можно высказать некоторые соображения о возможной корреляции стратиграфической схемы ледниковых отложений Печорского бассейна со схемой оледенения Западной Сибири. Своеобразные палеогеографические особенности существования последнего ледникового покрова на территории Печорского бассейна обладают значительными чертами сходства с палеогеографическими условиями во время зырянского оледенения Западной Сибири. Необычайное сходство ледниковых форм рельефа, мощностей ледниковых отложений, а также значительность воздействия ледникового покрова на доледниковый рельеф свидетельствуют о том, что последнее покровное оледенение Печорского бассейна, так же как и зырянское оледенение Западной Сибири, имело пассивный характер.

Ледниковые отложения характеризуются значительной пестротой, основное значение приобретают различные типы водно-ледниковых образований, переходящих в моренные - камы; вблизи гор, где ледниковый покров сохранил значительную активность, они замещаются конечными моренами. Выделенные нами две фазы последнего оледенения находят себе также полную аналогию в двух фазах зырянского оледенения, выделенных В.А. Зубаковым в районе Енисея.

Имеющиеся черты различия в условиях существования обоих ледниковых покровов связаны с большей активностью ледникового покрова Печорского бассейна в период его максимального развития, что является вполне естественным в связи с относительно лучшими условиями его питания.

Если последнее покровное оледенение Печорского бассейна является стратиграфическим аналогом зырянского оледенения, как это мы можем предполагать согласно приводимым данным, то тем самым наша нижняя морена должна быть связана с тазовским оледенением, или тазовской стадией самаровского оледенения.

Таким образом, горное оледенение западного склона Урала должно быть сопоставлено с сартанским оледенением Западной Сибири. Подобно тому, как остается еще неясным, является ли горное оледенение Урала самостоятельным, вопрос о самостоятельности сартанского оледенения остается также пока открытым.

 

 

 

Ссылка на статью: 

 Калецкая М.С. Четвертичные отложения и некоторые черты развития рельефа восточной части Печорского бассейна. Материалы всесоюзного совещания по изучению четвертичного периода. Том II. Москва. 1961, с. 7-11.




 



eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz