Б.П. ЛЮБИМОВ

НЕОТЕКТОНИКА РАЙОНА НИЗОВЬЕВ РЕКИ ПЕЧОРЫ В ЧЕТВЕРТИЧНОЕ ВРЕМЯ

Скачать *pdf

 

Детальные геологические, геоморфологические и геофизические исследования наряду с геолого-поисковым и структурным бурением на северо-востоке Русской платформы и накапливающийся в результате этих исследований новый фактический материал все более подтверждают мнение о значительной активности новейших тектонических движений в четвертичное время на данной территории платформы в целом, и на севере ее, в районе низовьев р. Печоры, в частности. На смену общим палеогеографическим представлениям о развитии данной территории и выделению на тектонических схемах структур лишь первого и второго порядков приходят детальные и конкретные представления о палеогеографии каждого из участков платформы в течение определенного геологического отрезка времени и выделение по целому комплексу детальных исследований локальных структур третьего порядка, что имеет уже практическое значение для народного хозяйства при поисках и разведке нефтегазоносных структур. Над разрешением этой задачи на северо-востоке европейской части СССР в настоящее время работает большой коллектив исследователей, каждый из которых при помощи своих методов - геологических, геоморфологических, геофизических или путем структурного бурения - вносит свой вклад в детальное изучение данной территории.

В результате специальных геолого-геоморфологических исследований, проводившихся Печорской экспедицией географического факультета МГУ в 1960-1961 гг. в районе низовьев р. Печоры, удалось более детально осветить геоморфологическое строение района на основе геоморфологической съемки, изучить стратиграфические взаимоотношения и провести увязку четвертичных отложений района и в результате дать более полную картину четвертичной истории района [Попов, 1961].

Собранный фактический материал позволяет обрисовать тектоническое развитие всей территории за четвертичный период, выделить отдельные положительные и отрицательные структуры и показать общий план проявлений неотектоники для районов низовьев р. Печоры.

В стратиграфическом отношении для района низовьев р. Печоры, как показано А.И. Поповым [1961], вся четвертичная толща подразделяется на два основных комплекса или серии отложений: «большеземельскую» (морскую, ледово- и ледниково-морскую) и «усинско-колвинскую» серию (континентальную). Соответственно и территория района низовьев р. Печоры претерпела за четвертичный период лишь две основных стадии развития: первая характеризуется морскими и ледово-морскими условиями, вторая - континентальными.

В тектоническом отношении этим стадиям соответствуют два основных этапа тектонического развития: в течение первого этапа, в первую половину четвертичного периода эта часть платформы испытывала преимущественно опускание, во второй этап преобладали движения положительного знака. Движения эти носили колебательный (эпейрогенический) характер. Графически общий ход тектонических колебательных движений за плейстоцен и голоцен для района низовьев р. Печоры отражен на прилагаемом графике (рис. 1).

Рисунок 1

В конце нижнего и начале среднего плейстоцена этап стабильного развития и слабых подвижек края платформы при континентальном развитии рельефа сменился этапом общего эпейрогенического опускания, что привело к трансгрессии так называемого «Бореального» моря в среднем плейстоцене, захватившего огромные площади северного края платформы. В пределах литорали и в шельфовых условиях в это время накопилась толща осадков мощностью до 140- 150 м . Следует подчеркнуть специфичность осадконакопления в ледовой зоне и возможное влияние на осадконакопление возвышений подводного рельефа и морских течений [Попов, 1961]. Однако следует признать, что тектонический фактор определил как саму возможность трансгрессии, так и сыграл ведущую рельефообразующую роль в пределах ранее сформированных тектонических структур, в области которых в течение четвертичного периода происходила активизация движений. Подтверждением этому служат крупные колебания кровли среднеплейстоценовых отложений (толщи серых глин), например, в области Великовисочного поднятия, а также целый ряд геоморфологических признаков, среди которых можно выделить деформацию террасовых уровней речных долин и морского побережья, деформацию и аномальные перегибы в современном продольном профиле рек, ориентированность элементов и форм рельефа, глубину эрозионного врезания, характер заболачивания и эолового развевания песчаных поверхностей, план перестройки гидрографической сети, сам рисунок гидросети и т.д. Для деформации кровли среднеплейстоценовых отложений в районе обнажения Вастьянский Конь можно назвать цифру в 40 м , так как к югу и северу от структуры происходит видимое погружение этой границы под урез р. Печоры.

По всей вероятности, наряду с общим крупным колебанием края платформы происходили и кратковременные подвижки дна морского бассейна пульсационного характера с меньшими ареалами распространения, сравнимые по площадной размерности со структурами второго порядка. Эти движения в свою очередь приводили к перераспределению областей аккумуляции осадков, опосредствованно и совместно с влиянием естественного гидродинамического режима морских течений и общими физико-географическими условиями могли влиять на отложение различных литологических пачек. Взаимным сочетанием этих факторов и их изменением во времени и пространстве можно объяснить наличие в разрезе четвертичных отложений среднего и верхнего плейстоцена пяти-шести мощных и сравнительно выдержанных на десятки километров горизонтов суглинков и глин в песках и песков в суглинках.

Общее резкое поднятие территории в конце верхнего плейстоцена и голоцена, в эпоху уже континентального развития рельефа, также сопровождалось более мелкими по амплитуде подвижками пульсационного характера с переменой знака движения или со значительным замедлением интенсивности движений. По числу террасовых ступеней мы насчитываем три таких более мелких периода. Аккумуляция мощной пачки аллювиальных отложений на уровне второй надпойменной террасы, сменившаяся этапом врезания, составляет первый период. Для уровня первой надпойменной террасы намечается период сравнительной стабилизации движений, когда врезание и аккумуляция материала могли происходить одновременно или амплитуда поднятия территории была несколько больше амплитуды последующего опускания, при котором могла происходить аккумуляция. Резкий уступ от второй террасы к первой, наблюдаемый в некоторых частях долины р. Печоры и ее притоков, в других частях долины не наблюдается, а имеется весьма постепенный наклонный переход от бровки второй террасы к поверхности первой террасы. Резкий уступ мы наблюдаем вновь лишь при переходе от первой надпойменной террасы к пойме. Между высокой и низкой поймой резкого морфологического перехода не наблюдается. Судя по ингрессионному характеру низкой поймы в низовьях р. Печоры, можно предполагать наличие здесь современного опускания.

На фоне этой общей истории тектонического развития территории легче выделить аномальные участки, где новейшие тектонические движения действовали локализованно с той или иной степенью интенсивности, с положительным или отрицательным знаком.

Рисунок 2

На приводимой «Схеме проявлений новейшей тектоники в низовьях реки Печоры» (рис. 2) можно видеть отдельные структуры третьего порядка, выделенные в результате наших геолого-геоморфологических исследований и на основании дополнительных морфометрических данных, а также полученных из сопоставления с проведенными геофизическими и буровыми работами на данной территории. Наиболее детально изученными по работам последнего года исследований Печорской экспедиции являются структуры Великовисочного, Беломусюрского и Сиговей-Корабельного поднятий, а также Мархидского и Пылемецко-Смекаловского опусканий. Остальные структуры южной части территории выделены на основании морфометрического метода, который проверялся для района геоморфологической съемки и дал сравнительно хорошее совпадение в плановом положении структур с результатами полевых геолого-геоморфологических наблюдений. Структуры средней части территории - Нарьян-Марское, Харитоновское поднятия и другие - даются по исследованиям Печорской экспедиции МГУ 1960 г ., проведенным под руководством А.И. Попова.

Исследования в северной части территории были проведены пока только геофизиками, и примерные границы структур приводятся по геофизическим данным. Намеченная геолого-геоморфологическая съемка в этих районах должна проверить наличие этих структур. Структуры же западной части территории - Хангурейская и Каменская - уже проверены геолого-поисковым бурением.

Великовисочное поднятие выделено на основании ряда геолого-геоморфологических признаков. Уже упоминалась наблюдаемая деформация кровли среднеплейстоценовых отложений с амплитудой свыше 40 м .

Деформацию уровня первой надпойменной террасы можно проследить по продольному профилю от с. Пылемец на юг по направлению к оси поднятия. Поверхность террасы прослежена при геоморфологической съемке и занивелирована при топографических работах. На 16-километровом отрезке поверхность вначале плавно повышается от 8- 10 м до 12- 14 м , затем до 17- 19 м , а потом в области воздымания структуры происходит подъем до 27 м и выклинивание террасы. Наиболее широко распространенным, средним уровнем первой надпойменной террасы во всем районе исследований является уровень 12- 14 м , следовательно, мы имеем амплитуду поднятий, в среднем 15 м , только за послесартанское время голоцена.

Менее четко поднятие читается по деформации второй надпойменной террасы из-за ее меньшего распространения. Однако при переходе от Пылемецко-Смекаловского опускания к области Великовисочного поднятия происходит подъем поверхности террасы от пониженного уровня в 20 м до нормального в 20- 30 м . При этом меняется и морфологический облик террасы от довольно плоского на периферии поднятия до более резко расчлененного с преобладанием отдельных навеваемых и развеваемых эоловыми процессами холмов в районе поднятия.

Деформацию кровли среднеплейстоценовых отложений повторяет в общих чертах и сама водораздельная поверхность в районе обнажения Вастьянский Конь, где абсолютные высоты достигают + 101 м , в то время как к северу и югу поверхность понижается до 50- 60 м (разница в высотах 40- 50 м ). Очевидно, морфология водораздельной поверхности также может служить одним из отличительных признаков поднятий и опусканий. Например, для области Мархидского опускания, где высота водораздельной поверхности 20- 30 м , речной аллювий отсутствует, и этот факт может быть объяснен лишь локальным опусканием этих участков водоразделов в позднейшее время, допуская более высокое их положение в момент формирования второй надпойменной террасы, имеющей те же высотные отметки -20- 30 м . Пространственное распространение одновозрастных и генетически связанных поверхностей морского и ледово-морского генезиса на различных высотных отметках в сопредельных районах может служить, следовательно, указанием на проявление разнонаправленных тектонических движений. Определение абсолютной амплитуды этих движений вследствие неравномерности первичного осадконакопления всегда бывает осложнено, но влияние тектонических движений бесспорно, как можно было видеть из примеров.

Сиговей-Корабельное поднятие выделяется также по комплексу геоморфологических признаков, среди которых можно назвать повышение поверхности второй надпойменной террасы от 20 до 30- 40 м , морфологический характер которой также изменяется от сравнительно-плоского до холмистого, и повышение поверхности водораздельного, плато от 50 до 90 м . Центробежный характер гидрографической сети и северо-восточная ориентировка останцов и более низких заболоченных участков террас на крыле поднятия также являются дополнительными признаками. Беломусюрское поднятие оконтуривается по сходному комплексу геолого-геоморфологических данных. Абсолютные высоты, поверхности водораздельного плато здесь лишь больше + 106 м . Это поднятие интересно тем, что оно является узловым в пересечении двух основных направлений поднятий территории в общем тектоническом плане района.

Одним из основных направлений новейших тектонических поднятий данной территории является протягивающаяся с юго-востока на северо-запад Малоземельско-Печорская зона поднятий, отвечающая зоне шовных антиклинальных структур в фундаменте, более широко известная как «Печорская гряда». К Печорской гряде относится Великовисочное, Беломусюрское, Восточно-Беломусюрское, Терпеймусюрское поднятия на правобережье р. Печоры, а также Хангурейское и Каменское поднятия левобережья р. Печоры. Это направление Печорской гряды почти параллельно направлению гарных сооружений Тимана.

В области Беломусюрского поднятия с Печорской грядой сочленяется Сиговей-Харитоновская зона поднятий, ориентированных в общем с юго-запада на северо-восток, либо близко к субмеридиональному направлению. Продолжением этой зоны на северо-восток является Пятумбойская зона поднятий.

Важно отметить, что поднятия структур, параллельных этой зоне, имеются и севернее, на левобережье р. Печоры, в области Малоземельского свода. Так, от Хангурейской структуры на северо-восток отходит значительное по длине поднятие, выраженное в рельефе Ненецкой грядой и Коровинским хребтом (рис. 2). Все эти направления в общем структурном плане близки уральским.

Само пересечение этих направлений в тектоническом отношении может объясняться влиянием структурного плана Тимана и Урала на развитие находящейся между ними платформы. В более узком плане эти два направления могут быть предопределены и конфигурацией строения фундамента юго-восточной части обширного Малоземельского (Нарьян-Марского) свода и северо-западного окончания Печорской гряды, что отчетливо видно при сравнении с имеющимися геофизическими данными на исследуемую территорию.

Окаймляющие Печорскую гряду впадины - Печорская впадина и Просундуйская, а также Пылемецко-Смекаловское опускание - имеют параллельное простирание с юго-востока на северо-запад.

Пылемецко-Смекаловское опускание, являющееся частью Нижне-Печорско-Куйской зоны опусканий, выделяется по результатам анализа деформаций всех террасовых уровней реки Печоры, начиная с поймы и кончая второй надпойменной террасой, которые значительно понижаются к центру области опускания, к озеру Вязвески и повышаются к областям Великовисочного и Сиговей-Корабельного поднятий. Понижение поверхности второй надпойменной террасы происходит на 5- 10 м . Первая надпойменная терраса понижается по продольному профилю на 2- 4 м в сравнении с нормальным, наиболее широко распространенным уровнем в 12- 14 м . Именно в области опускания появляются участки так называемой «ингрессионной» поймы, где русловые фации перекрывают пойменные. Сам характер поверхности поймы и первой террасы изменяется в сторону большей заболоченности и заторфованности.

Нижне-Печорско-Куйская зона опусканий, как видно уже из названия, охватывает район низовьев р. Печоры вблизи ее дельты и район р. Куй. Границы этой зоны благодаря выделению Сиговей-Харитоновской зоны поднятий, Пятумбойской зоны поднятий и Крутовалкской зоны поднятий значительно отличаются от границ так называемой «Денисовской депрессии», обычно выделяемой на всех мелкомасштабных тектонических схемах. Эта зона является областью преимущественного опускания в новейшее геологическое время. Однако здесь имеются и локальные структуры поднятия. В геоморфологическом отношении этой зоне отвечает рельеф пониженных в общем водоразделов и дельтовый участок долины р. Печоры с широким распространением поймы ингрессионного типа.

Детальные геофизические работы, проводившиеся в придолинной части низовьев р. Печоры, подтвердили многие из выделенных геолого-геоморфологическими методами локальных структур. Направление Сиговей-Харитоновских поднятий также выделилось при крупномасштабной аэромагнитной съемке.

Следовательно, для большинства выделенных новейших тектонических структур можно говорить об унаследованности их тектонического развития с более древних геологических эпох. Полного совпадения плана четвертичного структурного этажа и структурного плана кристаллического фундамента не происходит. При наложении этих двух планов часто можно видеть некоторое смещение контуров. Происходит также перераспределение мелких локальных структур в более общих зонах поднятий и опусканий, но унаследованность развития больших зон поднятий и опусканий и каждой отдельной структуры прослеживается от более древних геологических эпох и на протяжении четвертичного периода, например, унаследованность развития Печорской гряды в целом или Великовисочного поднятия в частности.

При сравнении составленных геоморфологических карт, а также при сравнении прилагаемых схем орографии и четвертичного структурного этажа районов низовьев реки Печоры (см. рис. 2 и рис. 3) можно видеть закономерную связь рельефа местности и проявлений новейших тектонических движений. Современный рельеф выражает последнюю фазу развития тектонических движений.

Рисунок 3

Из предпосылок об унаследованности тектонического развития территории и выраженности новейших тектонических движений в геоморфологическом строении поверхности следует вывод, к которому пришли многие исследователи данной территории [Афанасьев, 1959 и др.] о возможности и перспективности проведения геолого-геоморфологических и палеогеографических исследований для целей неотектонических построений, геологического картирования и поисков структур, интересных в отношении нефтегазоносности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев Б.Л. Неотектоника плейстоцена и голоцена Печорского бассейна и прилегающих районов Северного Приуралья. Автореф. дис. М., 1959.

2. Попов А.И. и др. Четвертичные отложения, геоморфология и новейшая тектоника низовьев реки Печоры в целях выявления положительных структур. Два отчета. Фонды геогр. фак-та МГУ, 1961 и 1962 гг.

3. Попов А.И. Палеогеография плейстоцена Большеземельской тундры. Вестник МГУ, сер. геогр., 1961, № 6.

 

 

Ссылка на статью:

Любимов Б.П. Неотектоника района низовьев реки Печоры в четвертичное время. В кн.: Кайнозойский покров Большеземельской тундры. Изд-во МГУ, 1963, с. 74-81.

 





eXTReMe Tracker

 
Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz