| ||
| ||
|
Императорское Минералогическое Общество, летом 1899 года, поручило мне собрать коллекции из четвертичных отложений, развитых в нижнем течении Северной Двины и по Пинеге до водораздела ее с Мезенью. Исполняя это поручение, я имел возможность проверить свои наблюдения над строением постплиоцена по Северной Двине, начатые еще в 1897 году, когда удалось констатировать здесь нахождение двух морен и между ними слоистых, мощных, преимущественно морских, осадков с остатками богатой фауны моллюсков, а также ознакомился с общим типом четвертичных образований по р. Пинеге до Веркольского монастыря, кстати сказать, выраженных здесь далеко не так отчетливо и разнообразно, как в долине Северной Двины.
Поездка по Пинеге, к сожалению, состоялась при очень неблагоприятных
условиях, - дождливая холодная погода, дороговизна передвижений и
недостаток вспомогательных средств исследования помешали изучить выходы
постплиоцена с такой полнотой, которая давала бы право на определенные
заключения; поэтому, в настоящей краткой заметке я ограничусь
относительно геологического строения долины р. Пинеги только указанием
на различия в литологическом составе пинежских постплиоценовых
образований по сравнению с северодвинскими, так как сопоставление тех и
других по палеонтологическим данным не представляется возможным,
вследствие бедности палеонтологическими остатками осмотренного мной
района по Пинеге. Четвертичные отложения в нижнем течении Северной Двины выражены очень разнообразно и резко выделяются в обособленные горизонты, как по петрографическому составу и стратиграфическим особенностям, так равно и по фаунистическим остаткам, позволяющим характеризовать эти горизонты с достаточной полнотой. В зависимости от вышеупомянутых признаков можно отличить три серии четвертичных отложений вниз по течению Северной Двины.
А. Усть-Пинега - Ильинское
В. Тройная Гора - Лявля С. Лявля и Чевакино - Конецгорье и Архангельск А. Четвертичные отложения между д. Усть-Пинегой и Ильинским. На коренных породах (каменноугольный известняк и девонские глины и песчаники) непосредственно залегает нижняя морена (нижне-валунная глина), кирпично-красного цвета, с остроугольными, разной величины, валунами кристаллических пород, глинистых сланцев и песчаников, которые распределены в основной глинистой массе без всякой сортировки. Впервые она замечена на правом берегу Северной Двины, в трех верстах от д. Усть-Пинеги вниз по течению, покрывающей каменноугольные известняки, и имеет здесь мощность не более 2-х футов.
В нескольких саженях ниже - эта морена лежит на девонских глинах и
песчаниках, возвышаясь над бечевником до 3-4
ф.
Выходы ее в разрезах прослежены почти до д. Погост Марков, где она
уходит под морские постплиоценовые осадки, обнаруживаясь в Архангельской
буровой скважине на глубине 250 ф. и достигая толщины 23
ф. Такого же типа глина найдена у с. Власьевского, в 15 верстах от Усть-Пинеги, вверх по течению Северной Двины.
Нижняя морена покрыта темными песчанистыми слоистыми глинами с богатой и
разнообразной фауной моллюсков преимущественно океанического типа. В горизонте, граничащем с вышеописанной мореной, найдены прекрасно сохранившиеся раковины Leda, Astarte, Balanus, Tellina calcarea, единичны экземпляры Tellina baltica и Littorina littorea, Cardium edule, Mytilus edulis, Pecten islandicus, Panopea norvegica, Mya и др. Выходы этих глин с характерными для них раковинами заметны еще и за д. Погостом Марковым, где они скрываются под темными суглинками с преобладающей Leda, Pecten islandicus и Astarte, в которых уже более не встречается остатков Mytilus, Mya, Cardium edule и многих других видов, найденных в темных песчанистых глинах; - только в Архангельской буровой скважине, на глубине 246 ф., вынут буром образец этой глины с хорошо сохранившейся раковиной Mytilus. Темные песчанистые глины, в вертикальном направлении, выше к поверхности переходят в слоистые пластичные темно-серые глины с прослоями мелкозернистых серых песков и выходами ключей. На этом водоносном горизонте лежат мощные толщи (3-4 саж.) желтых слоистых суглинков, которые палеонтологически могут характеризоваться преобладающими - Yoldia hyperborea, Yoldia limatula, lenticula и Tellina calcarea - в верхних горизонтах, иногда встречающейся также вместе с Tellina baltica в глинистых прослойках выше лежащих желтых слоистых песков. Желтые пески, покрывающие суглинки с Yoldia hyperborea, залегают чечевицами и отличаются от темных песчанистых глин и желтых суглинков полным отсутствием валунов, которые изредка попадаются, в виде отдельных вкраплений, в глинистых и суглинистых образованиях с остатками морских раковин. Преобладающим моллюском в этих песках является Tellina baltica и отчасти Admette viridule; найдены также (очень редкие экземпляры) Littorina littorea и Trophon clathratus. Над толщей желтых песков, колеблющейся между одним футом и 2-3 саженями, находятся желтые и серые пески, иногда с диагональной слоистостью, совершенно лишенные палеонтологических остатков. Эти пески подстилают мощные обнажения верхней морены (верхне-валунной глины), сложенной из неслоистого глинистого материала, богатого валунами кристаллических пород, глинистых сланцев и песчаников. Валуны разной величины и во многих разрезах сохранили отчетливую ледниковую шлифовку, штрихи и борозды; мощность верхневалунной глины колеблется от 2-х футов до 2 саж. В верхнем горизонте эта морена более песчаниста и тонким слоем песков связана с современными отложениями. Таким образом, строение постплиоцена серии осадков А может быть выражено следующей общей схемой, начиная сверху: 1. Современные отложения и древний аллювий. 2. Верхняя морена. 3. Слоистые желтые пески без валунов. 4. Такие же пески с прослоями серых глин и раковинами Tellina baltica (преобладает), Admete viridule, Littorina littorea, Trophon clathratus и Tellina calcarea. 5. Слоистые образования с отдельными вкраплениями валунов кристаллических пород:
а)
Желтые суглинки с
Tellina calcarea, Yoldia hyperborea. b) Серые пески с прослоями темных глин и выходами ключей. c) Темные песчанистые суглинки с преобладающими Pecten islandicus, Astarte, Leda и др. d) Того же цвета песчанистые глины с раковинами Mytilus edulis, Astarte, Mya truncata, Cardium edule и многих других. 6. Нижняя морена. 7. Коренные породы (каменноугольные известняки, девонские глины и песчаники). В. Между д. Тройной Горой и Лявлей над бечевником подымаются серые пластичные тонкослоистые глины с Yoldia arctica, которая встречается здесь отдельными многочисленными банками. Эта глина в верхнем горизонте переслаивается тонкими прослойками песков и незаметно переходит в желтые суглинки с характерной для них Yoldia hyperborea, Yoldia lenticula, Tellina calcarea. Иольдиевые обнажения выходят чередующимися неправильными куполами, между которыми вклиниваются и на них налегают чечевицы песков. Нижний горизонт этих чечевиц сложен из серых песков с выходами ключей и прослоями темных жирных глин. Выше к поверхности желтые пески переслаиваются серыми глинами и содержать Tellina baltica; над ними пески с галечником (прослои), которые за д. Бобровой Горой покрыты серыми и красными железистыми песками с растительными остатками и пресноводными моллюсками (Pisidium, Planorbis, Limneus и др.). Песчаные отложения с палеонтологическими остатками сменяются (ближе к поверхности) разноцветными песками с диагональной слоистостью, на которых лежат мощные толщи (2-3 саж.) верхней морены, особенно хорошо выраженной в разрезах возле деревень Косковой, Бобровой Горы, Трепузова. Структура этой морены такая же, как и в серии осадков А. Схема строения осадков серии В, начиная сверху: 1. Современные образования и древний аллювий. 2. Верхняя морена. 3. Слоистые образования без валунов: a) разноцветные пески с диагональной слоистостью. b) серые и красные железистые пески с растительными остатками и пресноводными раковинами - Pisidium, Limneus, Planorbis (в разрезах за Бобровой горой). c) Пески с прослоями серых глин и раковинами Tellina baltica. d) Серые пески с прослоями темных жирных глин; выходы ключей. 4. Слоистые осадки с редкими валунами кристаллических пород: а) Желтые и серые суглинки с Tellina calcarea и Yoldia hyperborea.
b) Тонкослоистая пластичная глина с
Yoldia
arctica.
с) Бечевник, на котором возле д. Тройной Горы замечен незначительный
выход темных песчаных суглинков с
Astarte,
Pecten,
Balanus
и др.
С. Лявля, Чевакино, Архангельск. Глина с Yoldia
arctica,
так хорошо выраженная в серии осадков
В, возле д. Лявли уходит под песчаные и глинистые образования с
многочисленными банками
Cardium
ciliatum; на этих
песках залегают светло-серые пластичные глины, мощностью до одной
сажени, с редкой
Yoldia
arctica
и преобладающей
Tellina
calcarea.
Выше к поверхности, через
промежуточный слой серых суглинков (плывуны), подымается верхняя морена
такого же строения, как и в серии вышерассмотренных осадков А и В. От
Конецгорья до Архангельска выходы постплиоцена скрываются под мощными
толщами торфа и аллювиальных образований. В Архангельске буровые
скважины, заложенный на пивоваренном заводе Суркова в 1897 году (и тогда
же мной описанные в Трудах Варшавского общества естествоиспытателей т.
VIII), прошли следующие породы:
Глубина скважины
Первый водоносный горизонт встречен
на глубине
II.
Другая буровая скважина, заложенная
на том же пивоваренном заводе г. Суркова, имеет глубину только в
Сравнивая данные этих скважин с отложениями постплиоцена в нижнем течении Северной Двины, между Усть-Пинегой и Архангельском, можно представить общую схему послетретичных и подлежащих им осадков в исследованном Северодвинском районе в таком виде, начиная сверху: II. Верхняя морена. III. Сухопутные и пресноводный песчанистые отложения. III-а. Пески с растительными остатками. IV. Песчаные отложения с преобладающей Tellina baltica. IV-а. Серые
глины
с
Tellina calcarea
и
редкой Yoldia arctica. IV-b
Глинисто-песчаные осадки с Cardium
ciliatum. V. Суглинки
с
Yoldia hyperborea. VI. Серые жирные глины с
Yoldia
arctica. VI-а. Темно-серые суглинки с Pecten islandicus, Astarte, Leda, Balanus и др. VII. Темные песчанистые глины с Gardium edule, Mytilus edulis, Astarte и др. VIII. Нижняя красноватая морена. К. Каменноугольный известняк. IX. Девонские глины и пески. X. Девонский песчаник. Послетретичные образования по p. Пинеге, как было упомянуто в начале этой заметки, выражены очень неполно. Однако же можно отметить, что до г. Пинеги разрезы постплиоцена сохраняют общий характер с Северодвинскими. Возле д. Вонга (окрестности г. Пинеги) в слоистых мелкозернистых желтовато-серых песках, подстилающих типичную верхнюю глинистую морену, серо-желтого цвета, найдены растительные остатки. Отроете постплиоцена по выходам его между д. Усть-Пинегой и г. Пинегой приблизительно таково, начиная сверху: 1. Современный образования.
2. Верхняя морена такого же типа, как
и на Северной Двине. 3. Песчаные слоистые и глинистые образования без валунов; растительные остатки в песках у д. Вонга и Astarte в суглинках над бечевником возле д. Цимолы. Несколько другого типа постплиоцен между д. Карповой Горой и Веркольским монастырем (отстоят от г. Пинеги - Карповая Гора на 100 вер., Веркольский монастырь - 150 вер. по р. Пинеге). На коренных породах (пермских красных мергелях) лежат типичные арктические глины, покрытые песчано-глинистыми слоистыми осадками без валунов, достигающими иногда мощности одной сажени. На этих отложениях залегают крупнозернистые железистые пески, слоистые, но с многочисленными валунами кристаллических пород, разной величины, размещенных в песчаном материале крайне неправильно. Величина валунов очень различна - встречаются экземпляры до двух метров в поперечнике. Схема строения постплиоцена и подлежащих ему отложений между Карповой Горой и Веркольским монастырем, начиная сверху: 1. Современный образования. 2. Слоистые железистые пески с валунами кристаллических пород. 3. Слоистые песчано-глинистые отложения. 4. Арктические тонкослоистые глины.
5. Пермские отложения. Наблюдения послетретичных отложений в нижнем течении р. Северной Двины приводят меня к следующим обобщениям: II. Межледниковые морские отложения образованы двумя трансгрессиями солоноватоводных бассейнов, - океанической, соответствующей значительному опусканию материка, и беломорской, вызванной последующим слабейшим понижением. Понижения суши были отделены соответствующими поднятиями. III. Послеледниковое колебание морского уровня было гораздо слабее последнего межледникового. Относительные колебания материка в ледниковую эпоху можно представить схематически кривой (рис. 2). В заключение считаю для себя приятным долгом выразить душевную благодарность глубокоуважаемому академику Ф.Н. Чернышеву за научные указания при исполнении этой работы и Императорскому Минералогическому Обществу за материальную помощь, а также дорогому товарищу А.И. Никитинскому, принимавшему деятельное участие во всех моих геологических экскурсиях по Северной Двине.
|
Ссылка на статью: Воллосович К.А. Заметка о постплиоцене в нижнем
течении Северной Двины.
Геологическая экскурсия в 1899 году. Материалы для геологии России, т.
XX. 1900, с. 251-262. |