| ||
| ||
Геологический институт РАН, Москва
marine@ginras.ru
|
Географические названия подводного рельефа составляют одну из основных частей топонимического массива Мирового океана. Они используются в научных, образовательных и иных публикациях, в юридических и служебных документах. Основным носителем названий являются карты различного типа и масштаба, которые без названий являются «немыми». Названия выполняют несколько функций, основными являются: - адресная, в ней координатная система заменяется именем собственным и термином, что позволяет легко находить объект на карте; - содержательная функция даёт представление о характере объекта и помогает при чтении текстов и интерпретации данных исследований; - приоритетная функция свидетельствует о приоритете географических открытий и исследований. Особое значение она имеет при рассмотрении территориально-правовых проблем; - образовательная и историко-познавательная функция состоит в том, что она даёт ценный материал для картографических, исторических и лингвистических исследований. История формирования топонимического массива дна Мирового океана тесно связана с историей его исследования и картографирования. Изучение морского дна началось в древности и проходило во времени и пространстве крайне неравномерно. Первыми начали исследовать дно прибрежных участков зверобои и мореходы. Они выделяли промысловые места и навигационные опасности и давали им наименования. Тогда же наметилась традиция давать названия, связанные с отличительными промысловыми или природными особенностями или по расположению по отношению к приметным ориентирам на суше. До появления письменности наименования и описания местоположения форм рельефа передавались устно. Появились и первые термины, определяющие формы рельефа, такие как скалы, рифы, мели. Начиная с X-XI вв. названия стали приводить в рукописных лоциях, затем на примитивных планах, «чертежах» и на картах. Почти все названия имели местное происхождение.
Вплоть до середины
XIX
в. исследования дна и формирование топонимического массива ограничивались
пределами материковой отмели. На первой батиметрической карте открытого
океана - карте Северной Атлантики, составленной Ф. Мори в
Формирование топонимического массива дна открытого океана началось в
конце XIX
в. и было связано с картографическим обобщением накопленных промерных
данных. В это время появились обзорные батиметрические карты всего
Мирового океана. Они впервые дали общее представление о значениях и
распределении глубин открытого океана. Первой из них стала карта,
опубликованная в
На Международном географическом конгрессе
Однако до середины XX в. открытия новых форм рельефа, а соответственно, появления новых названий в открытом океане были единичными. До появления эхолотов данные обычного тросового промера накапливались медленно. Две мировые войны существенно ограничили проведение океанографических работ в открытом океане. Новые формы рельефа в основном были открыты в краевых морях. После Второй мировой войны океанографические работы в открытом океане активизировались. В связи с появлением эхолотов-самописцев изучение рельефа дна перешло на качественно новый уровень. Одновременно с быстрым накоплением измерений глубин появилась возможность изучать профили дна. В середине XX в. начались Великие географические открытия подводного рельефа. За короткий период были обнаружены и отражены на картах почти все крупные формы рельефа дна: множество подводных гор и поднятий, открыта планетарная система срединно-океанических хребтов и пересекающих их разломов, изучены глубоководные желоба. Был определён общий морфоструктурный план Мирового океана. Названия получили все крупные орографические элементы подводного рельефа. Топонимический массив морей и открытого океана значительно пополнился новыми названиями и терминами.
Утверждение географических названий осуществлялось в основном на
национальном уровне. Россия относится к числу стран, которые давно и
активно проводили океанографические исследования в своих морях и
открытом океане. До революции все крупные российские океанографические
экспедиции проводились по инициативе правительства или Русского
географического общества (РГО), в число основателей которого входили
такие известные мореплаватели, как Ф. Литке, Ф. Врангель, П. Рикорд, И.
Крузенштерн. Названия, предлагаемые для вновь открытых объектов,
рассматривались на заседаниях РГО и утверждались лично Императором.
После В гидрографических организациях стали создавать списки и картотеки названий всех объектов Мирового океана, в том числе морского дна, и включать в Атласы списки приведенных наименований.
Одновременно проявились проблемы с присвоением и функционированием
наименований, их передачей с одного языка на другие. В Международное сотрудничество в работе по нормализации и систематизации географических названий подводного рельефа продолжалась в рамках программы ГЕБКО при подготовке 5-го издания карты. Подкомитетом ГЕБКО по географическим названиям и номенклатуре форм подводного рельефа было создано Руководство по стандартизации географических названий рельефа дна, в которое вошли общие понятия и положения о принципах наименования подводного рельефа, правила и порядок присвоения наименований, а также обновлённый список терминов и дефиниций форм рельефа. По правилам, в частности, могут быть названы обследованные, а не только пересеченные формы рельефа. Названия предлагается давать в первую очередь по географическому принципу, т.е. по близлежащим островам, мысам и т.п., затем по названиям экспедиционных судов и в третью очередь по именам исследователей. По рекомендациям ЮНЕСКО, не могут присваиваться имена живущих исследователей.
Разработан стандартный формуляр для предложений о названиях. Все
помещённые на 5-ом издании ГЕБКО названия систематизированы в Газетире,
включившем около 1000 наименований. Первое англо-русское издание
Руководства и Газетира ГЕБКО было опубликовано в В настоящее время ГЕБКО является постоянно действующей программой Межправительственной океанографической комиссии (МОК) и международной гидрографической организации (МГО). Объединенный Руководящий комитет ГЕБКО и Подкомитет по географическим названиям (SCUFN) признан Конгрессом Объединенных наций по географическим названиям главным консультативным органом по названиям подводного рельефа.
В связи со столетием программы ГЕБКО в Газетир ГЕБКО рекомендован в качестве международного справочного издания и доступен, как и Руководство по наименованиям и формуляры, на сайтах ГЕБКО и МГО, а также выставлен на сайте ГИНа: http://www.gebco.net/data_and_products/undersea_feature_names/ http://www.iho-ohi.net/english/committees-wg/ircc/gebco/scufn.html http://atlantic.ginras.ru/names/names.html В связи с интересом к истории происхождения наименований в последние издания Газетира ввели раздел, в котором даны сведения о том, когда и кем была открыта форма рельефа и мотивы номинации. Газетир ГЕБКО пополняется рассмотренными и одобренными подкомитетом наименованиями вновь открытых форм и названиями, которые давно используются в национальных изданиях и соответствуют принятым правилам. В этой связи необходимо отметить важность сбора и представления российских названий из существующих карт, статей и отчетов экспедиций. Их закрепление на международном уровне позволяет сохранить приоритет российских исследований. Желательно активизировать эту работу в организациях, проводящих морские исследования. Вместе с тем хочется предостеречь от использования неутвержденных названий.
Одной из сложных проблем международного использования названий является
передача наименований с русского языка на латиницу и с иностранного
языка на русский. ГЕБКО и другие международные издания публикуют на
английском языке. Существует несколько систем транслитерации при
передаче русских наименований на английский язык, использующихся в
различных сферах деятельности. В морском картографировании рекомендована
Ливерпульская система ( С появлением многолучевых эхолотов и развитием крупномасштабного цифрового картографирования дна (1:200 000 и крупнее, вплоть до планов) изучению и картографированию стали доступны и малые формы рельефа дна различного происхождения. В результате полигонных съёмок открыты и названы многие формы рельефа, такие как подводные долины, конусы выноса, гидротермальные постройки и др. Топонимический массив стал быстро возрастать. Существующие газетиры, в том числе ГЕБКО, содержат в основном наименования форм рельефа, которые отражаются на мелкомасштабных картах. Появление крупномасштабных карт, а также цифровых моделей рельефа, для которых масштаб не имеет значения, ставит вопрос о пополнении газетиров названиями малых форм и их систематизации. Здесь определённый интерес могли бы представлять как региональные, так и тематические газетиры.
В настоящее время Газетир ГЕБКО пополняется названиями объектов вне зон
юрисдикции прибрежных государств. Наименование объектов в пределах зон
юрисдикции является прерогативой этих государств. Рекомендовано при этом
сохранять исторические названия, данные экспедициями
XVII-XIX
вв. Названия в российских морях должны быть включены в национальный
кадастр. На наш взгляд, организатором этой работы должно выступить
Управление навигации и океанографии.
В отличие от международной практики в России работа по установлению
правил номинации и систематизации названий, утверждению названий и
отражению их на картах находится, можно сказать, в стадии становления.
Только в
|
Ссылка на статью: Агапова Г.В., Добролюбова
К.О., Турко Н.Н.
Географические названия рельефа дна Мирового океана. Материалы
Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения
Д.Г. Панова (8-11 июня |