ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФА ДНА И ПОБЕРЕЖЬЯ БЕЛОГО МОРЯ

Г.А. Сафьянов, Г.Д. Соловьева

Скачать *pdf

 

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва geomorpho2006@yandex.ru

 

   

На основании анализа результатов предшествующих многолетних геолого-геоморфологических исследований строения Беломорского региона и обобщения собственных материалов его изучения выявлен ряд принципиальных особенностей всей геоморфосистемы Белого моря - строения дна, характера берегов и распределения их типов. Сложно дислоцированные архейские и протерозойские структурные зоны Балтийского щита, имеющие северо-западное простирание, и наличие глубинных пересекающихся разломов обусловили глыбово-блоковое строение фундамента. Различная глубина блоков, четкая ориентировка и дифференциация геоструктурного плана определяют наиболее существенные черты рельефа дна, конфигурации и строения побережья Белого моря.

Оформление впадины в современном виде связано с активизацией неоген-четвертичных тектонических движений. При этом значительная часть побережья Белого моря испытывает новейшее поднятие, которое суммируется с гляциоизостатическим подъемом территории, вызванным ликвидацией покровного оледенения Беломорского региона. С проявлениями тектонических движений, в том числе в новейшее время, связаны широко распространенные различные сейсмогенные формы рельефа (трещины, осыпи, обвалы, ступени, разрывы, каменные потоки и т.д.), наиболее характерные для районов Лувенги, губ Колвица и Порья и многих участков Карельского берега. Длительная тенденция к подъему территории, на фоне которой происходило формирование современных берегов, предопределила специфические черты развития береговой зоны, выразившиеся в широком распространении неизмененных и слабо измененных морем берегов, а также абразионных берегов с отмершим клифом и причлененной террасой.

Доминирующими среди экзогенных рельефообразующих факторов являются ледниковый и морской морфолитогенез. В моделировке современного рельефа присутствуют четко выраженные следы как экзарационной, так и аккумулятивной деятельности покровного оледенения территории. Ледниково-денудационные формы рельефа (экзарационные останцы, структурно-экзарационные ложбины, ступени и т.д.), отсутствие или малые мощности гляциальных четвертичных отложений приурочены, в основном, к западному побережью моря, области ледникового сноса. К востоку наблюдается увеличение как мощности, так и разнообразия ледниковых осадков, которые зачастую сами формируют положительные формы, усложняющие доледниковый рельеф. Среди гляциальных осадков выделяют моренные, межморенные, ледниково-озерные, ледниково-морские.

В течение голоцена в результате частичной деградации ледника, а особенно после окончательной дегляциации Беломорской впадины ведущую роль в формировании донного и берегового рельефа приобрели морские процессы (волновые, деятельность течений, приливо-отливные и сгонно-нагонные явления). Окончательно нормальные морские условия осадкообразования и формирования современного рельефа установились для Белого моря 6-8 тыс. лет назад [Невесский и др., 1977], откуда и начинается современная стадия его развития как окраинного шельфового моря Северного Ледовитого океана.

В результате обобщения и анализа сведений об истории развития, современном рельефе дна и берегов Белого моря в Лаборатории морской геоморфологии Географического факультета МГУ составлена его геоморфологическая карта в масштабе 1:750 000, на которой отражено распространение генетических типов донного и берегового рельефа.

Наиболее низкое гипсометрическое положение на Беломорском шельфе занимает днище Центральной впадины бассейна Белого моря, представляющее собой наклонную равнину с чехлом морских, ледниковых и ледниково-морских осадков. Положение впадины определено наличием глубокого Кандалакшского грабена, унаследованного от более ранних этапов развития территории. В соответствии со структурным планом территории впадина имеет северо-западную ориентировку, разделена порогами на несколько котловин [Невесский и др., 1977]; в западной части осложнена узкими, извилистыми понижениями, вытянутыми по простиранию основных дизъюнктивных структур региона.

Непосредственное обрамление Центральной впадины представлено первично тектонической наклонно-ступенчатой экзарационной поверхностью склонов, частично прикрытых ледниковыми и морскими отложениями. Это наиболее сложно построенная, резко расчлененная часть морского дна с выраженной системой разрывных нарушений и реликтовыми денудационными ледниковыми формами. Вдоль Карельского побережья прослеживается еще одна ледниково-денудационная поверхность - равнина структурной ступени с маломощным прерывистым плащом рыхлых отложений и широким распространением подводных и надводных экзарационных останцов. Восходящие движения дна имели здесь, по-видимому, устойчивый и продолжительный характер.

Наиболее обширные поверхности ледниковой аккумуляции сосредоточены в основном в восточной части моря. Незначительная расчлененность равнин проявляется в виде отдельных моренных холмов и их скоплений. В пределах Онежского и Двинского заливов распространены пологоволнистые участки преимущественно водно-ледниковой аккумуляции. Равнинность их рельефа осложняется присутствием холмов и западин ледникового генезиса.

Среди подводных поверхностей и форм рельефа морского происхождения также выделяются аккумулятивные и абразионно-денудационные. Последние, связанные с активной волновой деятельностью в прибрежных районах моря, расположены, как правило, вдоль побережья на гипсометрических отметках, соответствующих подводному береговому склону. При этом современные абразионные подводные террасы часто являются унаследованными от более древних, описанных в пределах Горла и Терского берега Белого моря [Медведев, 1976]. Здесь наиболее распространены и морфологически выражены абразионные поверхности, выработанные в моренных валунных суглинках, образующих в результате волновой дифференциации материала обширные валунно-галечные отмостки. Такие поля перемытой морены простираются также вокруг Соловецких островов и восточного берега Онежского полуострова. В северной и северо-восточной частях моря, вдоль Канинского полуострова, в пределах Мезенской губы и вокруг о. Моржовец абразионные террасы выработаны в глинистых ледниковых и водно-ледниковых отложениях, лежащих на фундаменте осадочных палеозойских пород. Специфической особенностью абразионных равнин этого района является повсеместное развитие глинистых и скалистых бенчей, что свидетельствует о деструктивном состоянии его берегов в настоящее время.

Аккумулятивные участки в пределах подводного берегового склона имеют гораздо меньшее распространение. Один из них расположен на Зимнем берегу, в районе м. Инцы, где накопление материала обеспечивается конвергенцией двух разнонаправленных потоков наносов.

Наиболее обширные зоны накопления голоценовых и современных, преимущественно песчаных осадков расположены в пределах шельфовых мелководий. По степени морфологической выраженности и характеру гидро- и литодинамической обстановки выделяются аккумулятивные равнины Онежского и Двинского заливов, а также северо-восточная часть моря, принадлежащая Воронке и Горлу. Последние характеризуются специфическими грядовыми аккумулятивными и эрозионными формами, происхождение которых определяется в значительной степени работой приливно-отливных течений. Морфодинамика этих торрентогенных форм рельефа служит объектом многолетних исследований [Чахотин и др., 1972]. По плотности приливной энергии Воронка Белого моря занимает одно из первых мест на Земле и характеризуется максимальной высотой приливов для арктического побережья России (до 10 м). Наличие существенного градиента энергии приводит к притоку энергии к внутренним частям моря, что обеспечивает поступление в этом направлении тепла и придонных осадков. Последние создают у юго-западной окраины Горла дельту приливного пролива по типу аналогичных форм рельефа в других акваториях мира.

Описанные особенности геолого-геоморфологического строения Беломорского региона проявляются и в облике его берегов. Ведущую роль в формировании берегового рельефа играет морское волнение, являясь наиболее универсальным и мощным процессом в развитии берегов вообще. Особенно результативно оно проявилось в прибрежных районах восточной части моря, сложенных рыхлой толщей ледниковых и водно-ледниковых осадков. Именно к ним приурочено максимальное развитие разрушающихся берегов. На побережье Канинского полуострова ситуация усугубляется присутствием льдистых отложений в строении береговых уступов. Наиболее штормовыми районами являются Воронка и Горло, где высота волн 0,1 % обеспеченности может достигать 3,2 м, во внутренних районах моря она снижается до 2,0-2,5 м. Значительному воздействию штормов препятствует как небольшая площадь бассейна, так и некоторые его морфологические особенности (вытянутость формы, мелководность и резкое расчленение контура берега). Наибольшая изрезанность береговой линии при высокой прочности слагающих пород характеризует район Кандалакшского залива и Карельского берега с многочисленными фиордами и фиардами. В узких полузамкнутых заливах создаются особые ландшафтно-геоморфологические условия, когда при минимальном абразионно-аккумулятивном воздействии волн опресняющее влияние рек, впадающих в заливы, приводит к существенному повышению их биопродуктивности. Специфично построен и более южный отрезок побережья, где вдоль Карельского и Поморского берегов протягивается полоса абразионно-экзарационного шхерного мелководья. Мелкобухтовое расчленение контура берега, незначительные глубины и масса островов и здесь снижают воздействие морского волнения. В такой ситуации большое значение в формировании берегового рельефа приобретают периодические и непериодические колебания уровня, способствующие образованию различных по протяженности и ширине осушек. Последняя колеблется в широких пределах от десятков метров до 5-8 км, а по составу слагающего материала выделяются осушки глинистые, каменистые, песчаные и пестрого гранулометрического состава.

Кроме указанных причин ограниченности волнового воздействия на береговые уступы, большую роль играют климатические особенности арктических побережий, обеспечивающие им длительный период консервации берегов припайными льдами. В Белом море он составляет около полугода.

Анализ распространенности типов берегов Белого моря выявил следующие их соотношения. Более трети общей протяженности береговой линии составляют берега, первично расчлененные и мало измененные волновыми процессами (34%). Абразии подвержена четвертая часть беломорских берегов (26%), включая абразионно-денудационные и термоабразионные. Аккумулятивные и осушные берега в сумме также занимают четверть протяженности береговой линии моря (соответственно 12% и 14%). Небольшая доля приходится на абразионно-аккумулятивные берега (4%) и берега с отмершим клифом и причлененной современной морской террасой (10%).

Распределение типов берегов в Белом море характеризуется специфическими чертами по сравнению с другими российскими арктическими морями [Сафьянов и др., 2008]. Прежде всего, это максимально широкое развитие не измененных морем берегов, которых на долю Белого моря приходится 36% от общей протяженности таких берегов на арктических материковых побережьях России. Характерно значительное распространение отмерших абразионных берегов с причлененной террасой, количество которых на Беломорском побережье составляет почти половину от длины берегов этого типа всех арктических морей (45%). Такие особенности берегового рельефа Белого моря связаны, прежде всего, с преобладанием относительных положительных движений его побережий в процессе их развития.

 

Список литературы

Медведев В.С. О темпе абразии берегов Белого моря в голоцене // Литодинамика, литология и геоморфология шельфа. М.: Наука, 1976.

Невесский Е.Н., Медведев В.С., Калиненко В.В. Белое море. Седиментогенез и история развития в голоцене. М.: Наука, 1977.

Сафьянов Г.А., Лукьянова С.А., Соловьева Г.Д., Шипилова Л.М. Типы берегов арктических морей России // Океанология. 2008. № 1.

Чахотин П.С., Медведев В.С., Лонгинов В.В. Песчаные гряды и волны на шельфе приливных морей // Океанология. 1972. Т. 12. № 3.

 

 

Ссылка на статью:

Сафьянов Г.А., Соловьева Г.Д. Особенности рельефа дна и побережья Белого моря. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Д.Г. Панова (8-11 июня 2009 г ., г. Ростов-на-Дону). Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009, с. 295-298.

 





eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz