| ||
| ||
1 - Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) 2 - Научно-исследовательский институт геологии Арктики (НИИГА)
|
Изучение донных осадков Северного Ледовитого океана позволило авторам в первом приближении восстановить историю развития бассейна и колебание климата в Арктике за последние 150-200 тыс. лет [Белов и Лапина, 1961]. Палеоклиматическая и палеогидрологическая реконструкции основаны на изучении вещественного состава грунтовых колонок, поднятых из глубоководных котловин Арктического бассейна, где морской режим существовал непрерывно, если не с момента образования бассейна, то, по крайней мере, на протяжении весьма длительного времени.
Стратификация исследуемых осадков проведена на основании изучения их
гранулометрического, минерального и химического состава более чем по 600
колонок грунта, поднятых в различных районах океана, а также на
основании изучения микрофауны. В качестве опорных взяты колонки,
полученные во время работы дрейфующей станции Северный полюс-7 в 1957-58
гг. (станции 2, 5-9) по профилю, пересекающему котловину Макарова, на
глубинах от 2785 до Изменение климата в Арктике в течение четвертичного времени происходило неоднократно, что не могло не отразиться на характере донных отложений. Комплекс исследований вещественного состава осадков и видового состава микрофауны позволил выделить в пределах изученной мощности осадков ряд горизонтов, формировавшихся в периоды потепления и в периоды резкого похолодания климата в Арктике (рис. 1). В периоды потепления, когда климат был близок к современному или несколько теплее, на побережье Арктического бассейна в областях мобилизации осадочного материала химическое выветривание пород интенсифицировалось, и в бассейн седиментации с материковым стоком поступало большое количество осадочного материала как во взвешенном, так и в растворенном виде. Одновременный приток теплых масс воды из Атлантического и Тихого океанов создавал благоприятные условия для химического осаждения железа, марганца и карбонатов и развития фауны и флоры. В эти периоды в глубоководных котловинах Северного Ледовитого океана формируются тонкодисперсные глинистые осадки преимущественно коричневого цвета с содержанием железа 5-7%, марганца 0,2-0,5%, карбоната кальция 5-10% и органического углерода около 1%. Для этих осадков характерно значительное количество североатлантических видов известковых фораминифер и присутствие в виде примеси каолинита, образующегося на суше в процессе выветривания горных пород в периоды потепления, и принесенного в океан материковым стоком.
В периоды похолодания в областях сноса физическое выветривание пород
преобладает над химическим, материковый сток в океан резко сокращается,
и поступление осадочного материала происходит преимущественно в виде
взвесей. Количество растворенных веществ незначительно в связи с
подавленностью химических процессов на суше. Доступ теплых вод из
Атлантического и Тихого океанов уменьшается, а в отдельные периоды
времени связь с этими океанами почти прекращается. С уменьшением притока
теплых вод связано почти полное отсутствие карбонатных фораминифер и
осаждение незначительного количества реакционно способных железа и
марганца. В эти периоды в глубоководных котловинах формируются терригенные осадки, более грубозернистые по сравнению с осадками теплых периодов. Это преимущественно алевритовые осадки серого цвета, иногда с коричневым или желтым оттенком. Содержание железа в них около 3%, марганца - 0,2%, карбоната кальция - 5% и органического углерода - 0,2-0,5%. Фауна фораминифер отсутствует, или встречаются лишь единичные раковины. Тонкодисперсная часть осадков представлена гидрослюдой, в большом количестве присутствуют кварц и другие кластические минералы, каолинит даже в виде незначительной примеси отсутствует. Таким образом, на основании вещественного состава осадков с достаточной степенью достоверности можно говорить о колебании климата в Арктике в антропогене. На основании мощности современных осадков, скорости их накопления и данных по содержанию радия можно предположить, что наиболее длинные грунтовые колонки вскрывают осадки, накопившиеся в течение последних 150-200 тыс. лет.
В пределах толщи осадков мощностью 350- Выделенные горизонты осадков сопоставлены с соответствующими горизонтами отложений ледниковых и межледниковых эпох, выделенных на стратиграфических схемах Сибири и Аляски [Антропогеновый…, 1965; Сакс, 1952]. Нижняя часть вскрытых отложений представлена глинистыми осадками гидрослюдистого состава с прослоями песка и включением гравия и мелкой гальки с незначительным содержанием железа, марганца, карбоната кальция и органического углерода. Североатлантические виды микрофауны отсутствуют. Судя по характеру отложений, они формировались в условиях сурового климата. Эти отложения, по-видимому, следует отнести к верхам среднего плейстоцена. Формирование их закончилось 105 тыс. лет тому назад. Большой фактический материал по геологии четвертичных отложений Арктики, полученный за последние десять лет, свидетельствует о совпадении среднеплейстоценового оледенения в Сибири с трансгрессией Арктического бассейна [Антропогеновый…, 1965; Загорская, 1961]. Данные, имеющиеся в нашем распоряжении, недостаточны для решения этого вопроса. Выше по разрезу располагаются осадки, формировавшиеся в теплое межледниковое время (бореальная трансгрессия), разграничивающее средне- и верхнеплейстоценовое оледенения. В это время увеличилась глубина океана, на что указывает отложение тонкодисперсных осадков. Береговая линия отодвинулась на юг. Теплые атлантические воды широким фронтом вливались в Арктический бассейн, что подтверждается обилием в осадках микрофауны североатлантического вида. Климат, судя по растительности на суше, отличался высокими летними температурами и относительной сухостью [Сакс, 1952], что нашло отражение и в характере отлагавшихся в этот период осадков. Осадки отличаются тонкой дисперсностью с повышенным содержанием железа, марганца, карбоната кальция и органического углерода, с примесью каолинита и включением североатлантических видов микрофауны. Судя по составу осадков, трансгрессия была повсеместной. Продолжительность этого периода около 40 тыс. лет.
На осадках бореальной трансгрессии залегают верхнеплейстоценовые
отложения, сформировавшиеся в период зырянского оледенения. Одновременно
с оледенением на суше наблюдалась регрессия моря. Береговая линия
отступила далеко на север и располагалась на теперешних глубинах в
Баренцевом, Карском морях, и в море Лаптевых на глубине около Выше залегают осадки, которые отлагались в течение каргинского потепления. Условия их формирования близки к условиям, существующим в настоящее время. Потепление климата в это время подтверждается вещественным составом донных осадков, в которых отмечается повышенное содержание железа и марганца и примесь каолинита. Происходит широкий водообмен между Северным Ледовитым и Атлантическим океанами, что фиксируется обилием в осадках североатлантического комплекса микрофауны и значительным содержанием карбоната кальция. Отложение на сравнительно грубодисперсных осадках зырянского времени тонкодисперсных глинистых осадков указывает на углубление бассейна и отступание береговой линии на юг. Судя по дисперсности осадков, глубина была меньше, чем в межледниковое время. Потепление было непродолжительным - 10-12 тыс. лет, так как мощность осадков этого времени сравнительно небольшая. На осадках каргинского века расположены осадки, отлагавшиеся во время сартанского похолодания - ими завершается разрез верхнеплейстоценовых отложений. Судя по гранулометрическому составу этих осадков, значительного обмеления бассейна не происходило. Однако береговая линия располагалась несколько севернее, чем в период предшествующего потепления. На вопрос, было ли сартанское оледенение самостоятельным, наши данные не дают ответа. Однако наличие устойчивого повсеместного похолодания в пределах Арктического бассейна подтверждается выдержанностью соответствующего похолоданию слоя осадков. Общий объем растворенных веществ, поступающих с материковым стоком, в бассейне, видимо, уменьшился, так как в донных осадках заметно уменьшилось содержание основных химических компонентов (железа, марганца карбоната кальция). Продолжительность этого периода небольшая - около 10 тыс. лет. После сартанского похолодания наступил современный период потепления, во время которого отлагались преимущественно глинистые осадки коричневого цвета с повышенным содержанием железа, марганца, карбоната кальция и значительным содержанием северо-атлантических видов известковых фораминифер.
Но в эти последние 9-11 тыс. лет (голоцен) наблюдались некоторые
изменения климата Арктики и колебание ледовитости Северного Ледовитого
океана, что, очевидно, связано с изменениями в поступлении теплых
атлантических вод в Арктический бассейн. Океанологами отмечено, что
напор атлантических вод в современную эпоху не постоянен - происходит то
некоторое усиление, то спад в их поступлении в Арктический бассейн. По
данным В.В. Панова и А.О. Шпайхера, атлантические воды приносят в
Арктический бассейн ежегодно 276-1015
ккал тепла [Панов
и Шпайхер, 1963]. Изменение климата
в голоцене не могло не отразиться и на вещественном составе осадков. По
большинству колонок весьма ясно выделяется климатический оптимум,
наблюдавшийся от 6,5 до 4,5 тыс. лет назад. В осадках он выразился общим
увеличением содержания микрофауны и основных химических компонентов и
ясно выраженной темнокоричневой и коричневой окраской. Учитывая скорость
накопления глинистых осадков в глубоководных котловинах равную 0,95- Датировка выделенных горизонтов дана весьма приближенно, так как данных по абсолютному возрасту отложений суши и донных осадков явно недостаточно для их синхронизации и корреляции местных стратиграфических схем.
Сделанное В.А. Зубаковым [Зубаков, 1965]
сопоставление данных абсолютного возраста отложений, полученных
различными методами, позволяет установить сравнительно хорошую
сходимость в оценке возраста лишь конца последнего межледниковья и
начала верхнеплейстоценового оледенения - от 58 до 78 тыс. лет назад.
Эти цифры согласуются с данными Расхольта по определению возраста
сангомонского горизонта донных осадков Атлантического океана
протактиниевоиониевым методом (65-100 тыс. лет назад) и данными о
времени наступления зырянского похолодания (65 тыс. лет назад),
полученные авторами в Таким образом, датировка начала последнего оледенения в Арктике (65-70 тыс. лет назад) является наиболее обоснованной. Датировки, полученные для начала последнего межледниковья и начала среднеплейстоценового оледенения и более древних периодов похолодания и потепления, расходятся на 50, 90 и более тыс. лет. Поэтому расхождения в оценке разными авторами длительности плейстоцена составляют от 250 тыс. лет до 1 млн. лет. Изучение строения донных осадков по вертикальному разрезу подтверждает, что в течение плейстоцена и голоцена происходило неоднократное изменение климата и гидрологического режима Арктического бассейна. Изменение мощности осадков определенного вещественного состава указывает на различную продолжительность периодов потепления и похолодания в Евразийском и Амеразийском суббассейнах и на некоторое смещение этих периодов во времени. Так, холодный период, соответствующий зырянскому оледенению, в Евразийском суббассейне наступил раньше, чем в Амеразийском. Последующее потепление (каргинского времени) также отмечено раньше в Евразийском суббассейне. Следующее затем похолодание наступило сначала в Амеразийском суббассейне, а послеледниковый период начался в Амеразийском суббассейне 10-11 тыс. лет тому назад, в Евразийском – 9-10 тыс. лет назад. Исследование в дальнейшем грунтовых колонок большей мощности даст надежный материал для установления колебаний климата в Арктике и в более отдаленные времена, а детальное изучение вещественного состава верхних слоев осадков арктических морей поможет установить климатические ритмы в недалеком прошлом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов Н.А., Лапина Н.Н. (1961). Донные отложения Арктического
бассейна. Л. 2. Антропогеновый период в Арктике и Субарктике (1965). Труды НИИГА, т. 143.
3.
Сакс В.Н. (1952). Опыт восстановления истории развития Сибири в
четвертичный период. В сб. «Материалы по четвертичному периоду», вып. 4. Загорская Н.Г. (1961). Особенности плейстоценовых оледенений Северо-Западной Сибири в свете новых данных. Тр. ВСЕГЕИ, новая сер., т. 64. 5. Куликов Н.Н., Мартынов В.Т. (1961). О древних береговых линиях на дне Карского моря. Тр. Ин-та геологии АН ЭССР, т. 8.
6.
Панов В.В., Шпайхер А.О. (1963). Влияние арктических вод на
некоторые черты гидрологического режима Арктического бассейна и
сопредельных морей. Океанология, т. 3, вып. 4.
7.
Зубаков В.А. (1965). Ледниковая
история Аляски в свете проблем геохронологии плейстоцена. Изв. АН СССР,
сер. геогр., № 3.
|
Ссылка на статью: Белов Н.А., Лапина Н.Н. Колебания климата Арктики в свете анализа донных
отложений. Северный Ледовитый океан и его побережье в кайнозое.
Гидрометеоиздат, Ленинград, 1970, с. 27-33. |