В.Г. ЧУВАРДИНСКИЙ

К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ РАДИОУГЛЕРОДНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ АБСОЛЮТНОГО ВОЗРАСТА ОРГАНИЧЕСКИХ ОСТАТКОВ ИЗ ВЕРХНЕАНТРОПОГЕНОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ ФЕННОСКАНДИИ

Северо-Западное территориальное геологическое управление

Скачать pdf  

 

  

Находки органических остатков (древесины, раковин моллюсков, костей животных) в ледниковых отложениях известны давно. Много их обнаружено и в «межледниковых» отложениях. Если во втором случае органические остатки считаются захороненными на месте, то такие же находки в «морене» или в «водно-ледниковых» осадках обычно относят к переотложенным, вторичным.

За последние 10 лет в связи с успешным развитием и усовершенствованием радиоуглеродного метода определен абсолютный возраст большого количества органических остатков из верхне-антропогеновых отложений «ледниковых областей» Европы. Эти датировки распространились как на «межледниковые» горизонты, так и на «ледниковые» отложения, что особенно важно. Именно это обстоятельство уже сейчас позволяет по-новому представить палеогеографию верхнего отрезка антропогена в Фенноскандии.

Рисунок 1

Основные данные датировки по С14 органических остатков из отложений «вюрмского оледенения» Фенноскандии приведены в табл. 1; места взятия образцов показаны на рис. 1. Как видно из таблицы, данные радиоуглеродного определения абсолютного возраста характеризуют промежуток времени примерно от более 40 000 лет до более 15 000 лет, охватывая время от среднего вюрма до конца молодого вюрма, т.е. два ледниковых наступления на Европу. Почти непрерывный ряд датировок (интервалы между ними не превышают 3000 лет) указывает, что сплошного материкового оледенения Фенноскандии в течение этого отрезка времени (от более 40 000 до более 15 000 лет) не было. К такому выводу можно прийти, проанализировав возраст и размещение датированных по С14 органических остатков в Фенноскандии.

Таблица 1     продолжение

В самом деле, о чем говорят датировки абсолютного возраста морских раковин и древесины из «морены»? Они прежде всего указывают на возраст органических остатков и на условия их обитания и произрастания и, следовательно, на неледниковые условия в это время. Прибегать к столь «испытанному» методу, как ссылка на переотложение ледником морских раковин и древесины из «межледниковых» или «межстадиальных» отложений здесь не .имеет смысла, так как распад С14 в органических остатках начался сразу после их отмирания. Кроме того, органические остатки, находимые в Скандинавии, даже переотложенные ледником, все равно являются скандинавскими и характеризуют природную обстановку времени, каким датируются по С14 образцы. Балтийский щит принято рассматривать как центр оледенения, а поэтому ледник никак не мог принести древесину, раковины моллюсков, кости позвоночных и т.п. из европейских равнин при отступании.

Характер органических остатков и их географическое распространение показывают, что от более 40 000 до более 15 000 лет назад территория Фенноскандии представляла собой островную сушу, т.е. в течение этого времени значительная, а временами и большая часть современного Скандинавского полуострова была под уровнем моря (на что указывают датировки раковин морских моллюсков). На островах произрастала таежная или северо-таежная растительность, обитали мамонты и северные олени.

В последнее время в связи с новыми датировками абсолютного возраста органических остатков Фенноскандии стали выделять новые «безледные периоды» (по существу новые «межледниковья»). Так, К.И. Никонова [Никонова, 1965; 1966] говорит о двух новых «безледных периодах» в промежутках от более 35 000 до более 44 000 лет и более 23 000 - 29 000 лет назад. Если исходить из приведенных в табл. 1 данных, то следует выделить еще два «безледных периода»: между 35 000 и 29 000 и между 23 000 - 15 000 лет назад. Это будет, по крайней мере, последовательно, а главное - будет более соответствовать действительной картине, тем более что даже во время «максимума вюрма» (25 000 - 17 000 лет назад) в Скандинавии обитали мамонты и произрастала древесная растительность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Никонова К.И. (1965). О межледниковых периодах Фенноскандии и их абсолютном возрасте. В сб. «Краевые образования материкового оледенения», Вильнюс.

2. Никонова К.И. (1966). К вопросу о межледниковых и межстадиальных отложениях верхнего плейстоцена Фенноскандии и их абсолютном возрасте. Бюлл. Моск. о-ва испыт. природы, отд. геол., т. XI, вып. 2.

3. Серебряный Л.Р. (1966). О межледниковых и межстадиальных отложениях Фенноскандии. Бюллетень Комиссии по изучению четвертичного периода, № 32.

4. Engstand L., Ostlung H. (1962, 1965). Stockholm natural radiocarbon measurements, IV, VI. Radiocarbon, vol. 4, 7.

5. Heintz A. (1965) A new mammoth-find from Norway and a determination of age of tusk from Toten by means of C14. Norsk. Geol. Tidsskr., N 2.

6. Nydal R. et al. (1959-1965). Trondheim natural radiocarbon measurements vol. I-IV Radiocarbon, vol. I-VII.

7. Olsson J., Killicci S. (1969). Upsala natural radiocarbon measurements IV Radiocarbon, vol. VI.

8. Ostlund H., Engstand L. (1960, 1962, 1964). Stockholm natural radiocarbon measurements, II, III, IV. Radiocarbon, vol. II, IV, VI.

 

 

 

 

Ссылка на статью: 

к оглавлению

Чувардинский В.Г. К интерпретации данных радиоуглеродного определения абсолютного возраста органических остатков из верхнеантропогеновых отложений Фенноскандии. Северный Ледовитый океан и его побережье в кайнозое. Гидрометеоиздат, Ленинград, 1970, с. 248-252.




Evgeny Gusev homepage



eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz