А.И. ДЕСИМОН, А.М. КАРАСИК

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФОЛОГИИ И РАЗРАСТАНИЯ ОКЕАНИЧЕСКОГО ДНА НА ХРЕБТЕ КНИПОВИЧА В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ

УДК 551.242.22.03(268.9)

Скачать pdf

 

  

Среди проблем геологического строения дна Норвежско-Гренландского бассейна одной из наиболее острых является изучение истории развития, структуры и тектоники хр. Книповича и прилежащих глубоководных котловин. Если для других секторов бассейна предложены более или менее обоснованные схемы раскрытия, опирающиеся на результаты геофизических и морфологических исследований, а также глубоководного бурения, то в отношении хр. Книповича не до конца выяснены такие вопросы, как его природа и происхождение. Причиной этого является как недостаток фактических материалов, так и объективная сложность структуры дна региона.

Рисунок 1

Сектор Книповича, образующий северную часть Норвежско-Гренландского бассейна, расположен между Евразийским бассейном и сектором Мона, от которых он отделен соответственно Шпицбергенской зоной разломов и сопряженными зонами разломов Гренландской и Сенья. Рассматриваемый сектор характеризуется резкой морфологической асимметрией: хр. Книповича сдвинут относительно оси сектора в сторону Свальбарда; его западный фланг, обрамленный обширной глубоководной котловиной, значительно шире восточного, плавно переходящего в континентальную окраину о. Зап. Шпицберген и Баренцева моря. Сам хр. Книпович состоит из системы параллельных гряд, разделенных депрессиями, из которых наиболее выраженной является рифтовая долина, отмеченная повышенной сейсмичностью [Sykes, 1965]. Восточнее нее отчетливо прослеживаются три гряды, к западу же, кроме трех аналогичных образований, могут быть выделены еще по крайней мере две или три гряды, а также протяженный поперечный отрог (рис. 1). Асимметрия хребта, по-видимому, связана с образованием мощного осадочного чехла, под которым погребен его восточный фланг, служивший дамбой для сносимых с материка осадков (рис. 2). Эти особенности морфологии дна явились основанием для сомнений в срединно-океанической природе хр. Книповича и выдвижения гипотез о его принадлежности к трансформным разломам [Johnson, 1974] и даже к следам глубоководного океанического желоба [Malod & Mascle, 1975].

Рисунок 2

Новые возможности для понимания природы рассматриваемой области открывает анализ закономерностей распределения локальных форм рельефа фундамента, находящих отражение в топографии дна и аномальном магнитном поле. В пределах изученного района (рис. 1) можно выделить свыше 50 локальных поднятий, превышения которых над окружающим дном составляют от 200 м и более (табл. 1 и 2).

Таблица 1

В непосредственной близости к рифтовой долине по разные стороны от нее выделяются две пары близких по размерам подводных гор, приуроченных к ее перерыву (табл. 1, № 9) и заметному изгибу (№ 15). Руководствуясь азимутами линий, соединяющих указанные пары гор, нетрудно убедиться, что ~80% выделенных локальных поднятий образуют аналогичные пары, характеризующиеся близкими относительными превышениями и близким к симметричному расположением относительно оси рифтовой долины. Это наводит на мысль, что остальные 20% поднятий, расположенные к западу от оси хр. Книповича, в пределах восточного склона должны иметь аналоги, погребенные под осадками, положение которых может быть предсказано на основе найденной закономерности в распределении видимых локальных поднятий фундамента. Точность такого прогноза невелика из-за нестрогой симметрии в расположении локальных поднятий и некоторого разброса в азимутах соединяющих их линий (табл. 1). Однако она может быть существенно повышена, если в качестве дополнительного признака использовать аномальное магнитное поле. Как правило, симметрично расположенные поднятия сопровождаются характерными однотипными локальными аномалиями, так или иначе выделяющимися на фоне окружающего поля. Благодаря этому с помощью магнитного поля можно уточнить положение погребенных поднятий, предполагаемых по признаку парной симметрии.

Таблица 2

Указанным образом удается выделить 11 локальных поднятий фундамента, находящихся на расстоянии от 28 до 185 км к востоку от оси хр. Книповича (рис. 1, табл. 2). Этот прогноз частично подтверждается данными непрерывного сейсмического профилирования (рис. 2), свидетельствующими о значительной расчлененности фундамента, подстилающего относительно ровное дно между хр. Книповича и материковым склоном [Malod & Mascle, 1975].

Установление парной симметрии в расположении локальных поднятий гребня хр. Книповича не только дает возможность судить о рельефе погребенного фундамента, но и проливает свет на природу и историю формирования как самого хребта, так и всего одноименного сектора. Практически одинаковая ориентировка соединительных линий (127±3°) и симметрия поднятий относительно рифтовой долины могут быть объяснены только их формированием на оси хребта или в непосредственной близости от нее и разрастанием океанического дна, обусловившим симметричное расхождение парных поднятий на различные расстояния, зависящие от их возраста. Из этого следует, что хр. Книповича представляет собой рифтовый срединно-океанический хребет, являющийся центром образования литосферы, а вся область развития локальных поднятий шириной до 215 км к западу от оси рифтогенеза и до 185 км к востоку от нее должна подстилаться океанической корой, сформировавшейся в результате разрастания от этой оси.

В то же время, с учетом субмеридиональной генеральной ориентировки рифта, существенное отличие простирания соединительных линий от субширотного свидетельствует либо о существенно косом разрастании, либо о сильном развитии поперечных разрывных нарушений, смещающих рифтовую долину в направлении со средним азимутом 127°. В последнем случае параметры сети трансформных разломов должны подчиняться закономерности, найденной для современной оси рифтогенеза Северо-Атлантического мегабассейна [Карасик и Рождественский, 1977].

Азимут разрастания на хр. Книповича, равный 127°, удовлетворительно соответствует теоретическому азимуту 122°, вычисленному для плиоценового полюса разрастания в точке с координатами 65,5° с.ш., 139,5° в.д., который найден по изохронам 7 млн лет в Евразийском бассейне [Карасик, 1976]. Этот факт свидетельствует о согласованном раскрытии Евразийского бассейна и сектора Книповича по крайней мере в плиоцене и может быть положен в основу определения кинематических и хронологических характеристик раскрытия последнего. А именно, оценив доплиоценовые темпы раскрытия на хр. Книповича путем интерполяции соответствующих скоростей разрастания на хр. Гаккеля [Карасик, 1974] и хр. Мона [Talwani & Eldholm, 1977], а также использовав теоретическую скорость разрастания хр. Книповича в плиоцене 8 км/год [Карасик и др., 1975], находим, что возраст наиболее удаленных от хр. Книповича поднятий должен составлять на севере несколько более 5 млн лет, а на юге - около 32 млн лет (табл. 1 и 2). Указанные величины служат оценками минимальной продолжительности раскрытия сектора Книповича относительно современной оси рифтогенеза. Одновременно они датируют скачок оси разрастания из предшествующего положения в нынешнее, ибо асимметричное положение хр. Книповича - при согласованности раскрытия сектора и прилежащих к нему с севера и юга областей по крайней мере в течение последних 32 млн лет - не оставляет иной возможности объяснить его формирование, кроме предположения о существовании здесь палеооси (осей?) возрастания до указанного времени.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Sykes L.R. The seismicity of the Arctic // Seismol. Soc. Am. Bull., v. 55, №2, 501 (1965).

2. Johnson G.L., In: Geodynamics of Iceland and the North Atlantic Area, NATO Adv. Study Inst. Ser., Ser. C, v. 11, 1974.

3. Malod J., Mascle J. Structures Geologiques De La Marge Continentale L'Ouest Du Spitzberg // Marine Geophysical Researches. 1975. № 2, p. 215-229.

4. Карасик A.M., Рождественский C.C., В кн.: Основные проблемы рифтогенеза, Новосибирск, «Наука», 1977.

5. Карасик А.М., Тез. докл. съезда: Главное магнитное поле и проблемы палеомагнетизма, ч. 1, Постоянное магнитное поле, М., 1976.

6. Карасик А.М., В сб.: Проблемы геологии полярных областей Земли, Л., 1974.

7. Talwani М., Eldholm О. Evolution of the Norwegian Greenland Sea // Geological Society of America Bulletin. 1977. Vol. 88. P. 969-999.

8. Карасик А.М., Рождественский C.C., Донец Е.Г., Изв. АН СССР, Физика Земли, № 2, 60 (1975).

 

 

 

 

Ссылка на статью: 

Десимон А.И., Карасик А.М. Некоторые особенности морфологии и разрастания океанического дна на хребте Книповича в Северном Ледовитом океане // Доклады АН СССР. 1979. Том. 247. № 5. С. 1215-1220.






eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz