Н.И. КУЛИКОВ, Р.М. ХИТРОВА

РЕЗУЛЬТАТЫ ПАЛИНОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ КОЛОНОК ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ КАРСКОГО МОРЯ

Скачать *pdf

 

Научно-исследовательский институт геологии Арктики (НИИГА)

 

 

В последние годы в Карском море получены колонки донных отложений длиной до 612 см . Две колонки, взятые на станциях № 40 (юго-западная часть моря, 72°29' с.ш. и 69°39' в.д.) и № 167 (северо-восточнее о. Ушакова, 81°55' с.ш. и 84°41' в.д.), подверглись подробному палинологическому исследованию. Просмотрено 26 образцов из колонки № 40 и 18 образцов из колонки № 167. Колонка № 40 в сухом состоянии имеет длину 441 см . Верхняя часть ее (0- 250 см ) - преимущественно серовато-зеленая и серая глина с единичными раковинами Portlandia в интервале 18- 134 см и с микрофауной.

Средняя часть (250- 305 см ), включающая шесть слоев, представлена светло-серой, темно-серой и серовато-желтой преимущественно тонкослоистой глиной и алевритистой глиной; нижняя часть (305- 441 см ) - неравномерно окрашенной желтовато-светло-коричневой глиной с очень высоким (92%) содержанием глинистой фракции.

Палинологическое изучение колонки № 40 показало, что нижняя ее часть спор и пыльцы не содержит (рис. 1). В пробах из средней и верхней частей колонки содержание спор и пыльцы колеблется от единичного до значительного. Выделяются два типа палинологических спектров. В палинологическом спектре I (интервал 231- 316,5 см ) доминирует пыльца деревьев. Пыльца трав и кустарников занимает подчиненное положение. Споры значительно преобладают над пыльцой трав и кустарников. Переотложенные дочетвертичные споры и пыльца составляют 9%.

Рисунок 1

Среди древесных пород превалируют пыльца сосны (в среднем 40%), пыльцы березы содержится значительно меньше (14%). Травы, кустарники и кустарнички представлены единичными экземплярами Chenopodiaceae, Salix sp., Ericaceae, Compositae и Artemisia sp. Группа споровых растений представлена спорами Sphagnum sp., Polypodiaceae, Lycopodium sp.

Спорово-пыльцевой спектр I свидетельствует о том, что климатические условия во время отложений осадков в интервале 231- 316,5 см изменялись в сторону потепления, благодаря чему стало возможным более широкое распространение в растительном покрове хвойных пород. Спорово-пыльцевой спектр II, обнаруженный в интервале от 18 до 234 см , отличается от спектра I тем, что в группе древесной растительности обнаружено резкое увеличение содержания березы (до 52%) и ольхи (23%), в то время как пыльца сосны составляет 18%. Переотложенные споры и пыльца здесь составляют 34%.

Спорово-пыльцевой спектр II указывает на то, что основной лесообразующей породой во время формирования слоев в интервале 18- 234 см была береза, к которой примешивалась сосна; иногда встречались заросли ольхи. По своему составу данный спорово-пыльцевой спектр ближе к тундровому; вполне вероятно, что изученные осадки формировались в условиях похолодания. Увеличение в отдельных образцах этого спектра процентного содержания пыльцы вересковых и спор зеленых мхов вполне соответствует составу тундровых спектров.

Таким образом, за время формирования осадков колонки ст. 40 происходили довольно значительные изменения в составе спорово-пыльцевых спектров. Содержание пыльцы хвойных в нижних горизонтах значительно больше, чем в вышележащих осадках. Кроме того, наблюдается увеличение содержания пыльцы березы и ольхи, а также спор вверх по разрезу, что может свидетельствовать об ухудшении климатических условий.

Для спорово-пыльцевых спектров ст. 40 характерно присутствие дочетвертичных спор и пыльцы, что ранее отмечалось другими палинологами, изучавшими донные осадки Карского моря [Загорская и др., 1965; Левковская, 1966].

В колонке 167 (рис. 2), длина которой в сухом состоянии 336 см , верхние 8 см сложены преимущественно коричневой алевритистой глиной, интервал 8- 67 см - серой и серовато-зеленой глиной, а интервал 67- 71 см - желтовато-серой с охристыми прослойками глины. Ниже этого интервала и до конца колонка сложена темно-серой алевритистой глиной со значительным содержанием песчаной фракции (23-12%), с рассеянным по всему слою гравием (включая угольные зерна) и менее многочисленной мелкой галькой.

Рисунок 2

Палинологическое изучение колонки 167 показало, что пыльца и споры четвертичного возраста в большинстве образцов содержатся в очень небольшом количестве, а в некоторых пробах отсутствуют. Среди четвертичных форм встречены Pinus (subgen Haploxylon) sp., Betula sp., Sphagnum sp. и другие (от 1 до 4 зерен). Все пробы насыщены переотложенными спорами и пыльцой мелового возраста, которые количественно преобладают над пыльцой и спорами четвертичного возраста. Эти споры и пыльца несут следы механического повреждения, что может свидетельствовать об их неоднократном переотложении. Встречены единичные зерна пыльцы хорошей сохранности таких пород, как Juglans sp., Carya sp., Comptonia sp. и другие, переотложенные из, третичных отложений.

Несмотря на присутствие большого количества спор и пыльцы из меловых отложений, осадки ст. 167 нет основания считать меловыми. Состав выделенных меловых спор и пыльцы отражает случайное присутствие отдельных верхне- и нижнемеловых видов. Большое спор держание спор и пыльцы до-четвертичного облика обусловлено близким размывом меловых преимущественно угленосных отложений, слагающих Центральную Карскую возвышенность, который, судя по характеру осадков колонки, особенно интенсивно происходил в позднеплейстоценовое время при пониженном уровне моря. Весьма бедное содержание четвертичных форм в осадках связано с удаленностью данной станции от современного берега. Исследованиями установлено, что количество спор и пыльцы в донных осадках при прочих равных условиях может служить показателем степени удаленности от береговой линии того или иного участка моря [Вронский и Панов, 1963]. На расстоянии 500 км от берега спектры бедны и не отражают состава береговой растительности.

В результате палинологического изучения донных осадков Карского моря в колонке ст. 40 оказалось возможным выделить определенные горизонты, характеризующиеся различными спорово-пыльцевыми спектрами, которые способствуют выяснению палеогеографической обстановки осадконакопления.

Спорово-пыльцевые данные колонки ст. 167 подтверждают зависимость концентрации пыльцы и спор в донных осадках от степени удаленности береговой линии. Наибольшее количество спор и пыльцы отмечено вблизи морских побережий, в осадках колонки 40, полученной в 110 км от п-ова Ямал. На расстоянии нескольких сот километров (ст. 167) от берега обнаружены только отдельные пыльцевые зерна и споры.

Выполненные к настоящему времени палинологические исследования донных отложений Карского моря дают основание предполагать сравнительно широкое распространение в его пределах меловых и третичных отложений под покровом четвертичных отложений различной, относительно небольшой мощности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 1. Загорская Н.Г., Яшина З.И., Слободин В.Я., Левина Ф.М., Белевич А.М. (1965). Морские неоген(?) - четвертичные отложения нижнего течения реки Енисея. Тр. НИИГА, т. 144.

2. Левковская Г.М. (1966). Закономерности распределения пыльцы и спор в современных и голоценовых отложениях севера Западной Сибири. Автореферат диссертации. Л.

3. Вронский В.А., Панов Д.Г. (1963). Состав и распределение пыльцы и спор в поверхностном слое морских осадков Средиземного моря. ДАН СССР, т. 153, № 2.

 

 

Ссылка на статью:

К Оглавлению

Куликов Н.Н., Хитрова Р.М. Результаты палинологического изучения колонок донных отложений Карского моря. Северный Ледовитый океан и его побережье в кайнозое. Гидрометеоиздат, Ленинград, 1970, с. 42-46.

 



вернуться на главную



eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz