А.Д. ЗИНОВА, Ю.Е. ПЕТРОВ

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФЛОРЫ МОРСКИХ МАКРОСКОПИЧЕСКИХ ВОДОРОСЛЕЙ АРКТИЧЕСКОГО БАССЕЙНА

Ботанический институт (БИН) АН СССР

Скачать pdf

 

  

Морские водоросли, как правило, плохо сохраняются в ископаемом состоянии, несмотря на свои крупные размеры. Поэтому судить о происхождении их флоры приходится на основании современных данных. Флора морских водорослей Арктики еще не изучена полностью, однако в настоящее время накоплено много данных об их видовом составе и распространении в Арктическом бассейне [Зинова, 1925; 1952; 1956; 1957; Lund, 1951; Taylor, 1954; 1957; Mohr et al., 1957; Chichara, 1967].

Обычно морские водоросли растут от поверхности воды до глубины 20- 40 м . В наиболее суровых районах Арктики из-за толстого ледяного покрова водоросли обычно отсутствуют в литоральной зоне (зоне прилива и отлива), в сублиторали они появляются с глубины 1,5- 2 м . Отдельные виды встречаются на глубине 120 м (Lithothamnion laeve (Strömf.) Fosl., L. foecundum Kjellm., Cruoria arctica Schmitz [ Lund , 1959]). Для произрастания донных морских водорослей кроме света необходимо наличие твердых грунтов. В спокойных местах (на больших глубинах, куда не достигают волны) водоросли могут селиться на раковинах и трубках червей. Само по себе отсутствие выходов твердых пород или их небольшое количество приводят к значительному обеднению флоры водорослей. Видимо, этим в какой-то мере вызвано нахождение небольшого числа видов в восточном секторе Арктики. В настоящее время известно следующее количество видов зеленых, бурых и красных водорослей: в восточной части арктической Америки (без Гренландии) - 85, в Западной Гренландии - 153, в Восточной Гренландии - 143, на Шпицбергене - 97, Земле Франца-Иосифа - 16, в Карском море - 65, в Восточно-Сибирском море - 21, в Чукотском море - 50, в море Лаптевых - 16. Многие моря Арктики все еще остаются плохо изученными. К ним относятся моря восточной части Арктики и западной части арктической Америки.

В настоящее время в Арктике насчитывается около 240 видов зеленых, бурых и красных водорослей, из них 18 арктических: Arthrochaete penetrans Oltmanns, Coelocladia arctica Rosenv., Jonssonia pulvinata S. Lund, Laminaria solidungula J. Ag., Leptonema arcticum A. Zin., Litosiphon groenlandicus S. Lund, Omphalophyllum ulvaceum Rosenv., Phaeostroma endophytica S. Lund, Punctaria glacialis Rosenv., Symphyocarpus longisetus S. Lund, Cruoria arctica Schmitz, Halosacciocolax kjellmannii S. Lund, Halosaccion arcticum A. Zin., Lithothamnion foecundum Kjellm., Neodilsea integra (Kjellm.) A. Zin., Petrocelis polygyna (Kjellm.) Schmitz, Polysiphonia arctica J. Ag., Turnerella pennyi (Harv.) Schmitz. Известны три арктических рода Jonssonia S. Lund , Omphalophyllum Rosenv. (из бурых водорослей) и Halosacciocolax S. Lund (из красных). Если учесть, что арктические моря занимают большую площадь, а эндемичных видов, родов и семейств в других районах Мирового океана гораздо больше, то приведенное число арктических родов и видов не может служить свидетельством большого своеобразия флоры морей Арктики, тем более что из трех эндемичных родов два относятся к микроскопическим эпифитам и паразитам, плохо изученным в других морях из-за малых размеров слоевища.

Подавляющее большинство видов макроскопических водорослей арктических морей - циркумполярные или атлантические. По-видимому, заселение современного Полярного бассейна водорослями шло в основном со стороны Атлантического океана, с которым существует наиболее интенсивный обмен водными массами; 87% бурых и красных водорослей арктической Америки (восточная часть без Гренландии) являются видами, общими с близлежащей частью Атлантического океана, 13% составляют арктические виды. 95 % видов, встреченных в Карском море, - общие с мурманским побережьем, а остальные 5% - арктические виды. Атлантические виды преобладают во флоре наиболее суровых районов Арктики, например в море Лаптевых. Арктических видов здесь 4:

Laminaria solidungula, Ceratocolax hartzii, Halosaccion arcticum, Polysiphonia arctica, остальные - атлантические либо циркумполярные: Blidingia minima (Naeg.) Kyl., Chaetomorpha melagonium (Web. et Mohr) Kütz. , Ch. linum (Müll.) Kütz., Entocladia cladophorae Hornby, E. salina Kütz., Rosenvingiella polyrhiza (Rosenv.) Silva, Desmarestia aculeata (L.) Lamour., Sphacelaria arctica Harv., Odonthalia dentata (L.) Lyngb., Phycodrys sinuosa (Good. et Wood) Kütz., Phyllophora interrupta (Grev.) J. Ag., преимущественно тихоокеанским по своему распространению является только 1 вид - Rhodomela tenuissima (Rupr.) Kjellm. Во флоре бурых и красных водорослей Чукотского моря на долю видов общих с Карским морем и Атлантикой приходится 81%. Из числа бурых и красных водорослей Чукотского моря (советский берег) циркумполярных видов 67,5% (27), атлантических - 17,5% (7) и тихоокеанских - 15% (6). Среди циркумполярных видов 40% (11) являются арктическими. У берегов Аляски наблюдается увеличение числа тихоокеанских видов, что связано с течением, идущим из Берингова пролива на восток. Следует отметить, что в арктических морях у берегов Европы и Азии тоже преобладает течение с запада на восток. Среди массовых видов наблюдается несколько иное соотношение географических групп. Прежде всего, по всей Арктике наиболее широко распространена Laminaria solidungula, образующая местами крупные заросли. Все близкие ей виды известны только в Тихом океане. Наряду с L. solidungula в западном и восточном районах Арктики встречаются другие массовые виды, широко распространенные в умеренных водах Атлантического или Тихого океанов. В западном районе Арктики это Laminaria saccharina (L.) Lamour., Fucus distichus L., Sacchorhiza dermatodea (De la Pyl. ) J. Ag. и другие, в восточном районе распространены близкие им тихоокеанские виды Fucus evanescens С. Ag. и Laminaria sp., которую раньше относили к L. saccharina, но это скорее всего тихоокеанская L. gurjanovae A. Zin.

Тихоокеанские виды известны в Арктике в основном в Чукотском море. В западном секторе Арктики растет один тихоокеанский вид - Agarum cribrosum Bory, широко распространенный в умеренных водах Тихого океана и занесенный течениями сравнительно недавно в восточную часть Канадского Арктического архипелага и к атлантическим берегам Америки. Пока он отсутствует на гренландской стороне Баффинова залива и Девисова пролива. В северной Атлантике и в западном районе Арктики есть виды, настолько родственные видам Тихого океана и восточного сектора Арктики, что их можно объединить в один надвид. При этом более примитивные виды свойственны Тихому океану (Fucus distichus и Fucus evanescens). Виды рода Laminaria успели эволюционировать в большей степени.

В Тихом океане возникли многие группы высокого таксономического ранга (семейства, порядки), широко распространенные сейчас в холодных и умеренных водах Тихого и Атлантического океанов (Laminariales, Chordariales, Desmarestiales из бурых водорослей, делессериевые из красных). Судя по тому, что тихоокеанские таксоны, встречающиеся в Атлантическом океане, относятся к субарктической и верхнебореальной фитогеографическим группам, т.е. к холодноводным элементам, они не могли мигрировать через экваториальную область. Видимо, область холодных и умеренных морей Атлантического океана возникла позднее, чем в Тихом океане, или когда-то между этими океанами существовала широкая связь через территорию современной Северной Америки.

В этих случаях морские течения, идущие в основном с запада на восток под влиянием сил Кориолиса, обеспечивали одностороннее проникновение холодноводных тихоокеанских водорослей в Атлантику и в Арктический бассейн. Возможно, что в то время в Арктику проникла Laminaria solidungula, или ее исходная форма. Позднее, в период, предшествовавший поднятию мезозойских горных цепей Северо-Востока Азии, воды Атлантики проникали в Тихий океан через область современного Охотского моря, минуя область Берингова пролива, о чем свидетельствует присутствие во флоре Охотского моря атлантических видов, отсутствующих в Беринговом море (Chaetopteris plumosa (Lyngb.) Kütz., Chondrus crispus Stackh.).

Можно предположить, что в кайнозое в периоды трансгрессий в области Берингова пролива и Канадского Арктического архипелага снова улучшилась связь Тихого океана с Атлантическим в восточном направлении, а значит, и с Арктическим бассейном. К этому времени можно отнести проникновение в Атлантику Agarum cribrosum и возникновение Fucus distichus от тихоокеанского F. evanescens.

В период существования в Арктическом бассейне менее сурового климата, чем теперь, в его морях обитало гораздо больше видов морских водорослей, чем в настоящее время. С похолоданием часть видов погибла. К этому времени сильно сократился водообмен с Тихим океаном при сохранении хорошей связи с Атлантическим. В результате при последующих изменениях климатических и гидрологических условий Полярный бассейн оказался заселенным в основном атлантическими видами. Эндемичные виды, видимо, пережили периоды оледенений, не покидая пределов Полярного бассейна, поскольку сейчас в некоторых его районах существуют не менее суровые условия для произрастания водорослей, чем во время оледенений.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зинова Е.С. (1925). Водоросли Карского моря. Тр. Ленинградского о-ва естествоиспытателей, т. 55, вып. 3. Л .

2. Зинова Е.С. (1952). Высшие водоросли Чукотского моря и Берингова пролива. В сб.: «Крайний Северо-Восток СССР, т. II. Фауна и флора Чукотского моря». М.-Л.

3. Зинова Е.С. (1956). Водоросли Северного Ледовитого океана Tр. Бот. ин-та АН СССР, сер. II, вып. 11.

4. Зинова А.Д. (1957). Морские водоросли восточной части советского сектора Арктики. Тр. ИОАН, т. 23.

5. Lund S. (1951). Marine algae from Jorgen Bronlunds fjord in Eastern North Greenland. Meddelelser om Gronland, Bd. 128, No 4.

6. Lund S. (1959). The marine algae of east Greenland . II. Geographic distribution. Meddelelser om Grenland, Bd. 156, No 2.

7. Taylor W.R. (1954). The cryptogamic flora of the Arctic . II. Algae: non-planctonic. The Botan. Rev., vol. 20, No 6-7.

8. Taylor W.R. (1957). Marine algae of the North-eastern coast of North America . Ann Arbor .

9. Mohr J.L., Wilimovsky N.J. , Dawson E.Y. (1957). An arctic Alaskan kelp bed. Arctic , vol. 10, N 1.

10. Chichara M. (1967). Some marine algae collected at cape Thompson of the Alaskan Arctic. Bull. Nat. Sci. Mus. Tokyo, vol. 10, No 2.

 

 

 

Ссылка на статью: 

к оглавлению

Зинова А.Д., Петров Ю.Е. Пути формирования флоры морских макроскопических водорослей Арктического бассейна. Северный Ледовитый океан и его побережье в кайнозое. Гидрометеоиздат, Ленинград, 1970, с. 162-165.




Evgeny Gusev homepage



eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz