Е.А. Черемисинова

ПАЛЕОГЕОГРАФИЯ МГИНСКОГО МОРЯ (НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ДИАТОМОВОГО АНАЛИЗА)

 

Скачать pdf

 

  

Морские межледниковые отложения на р. Мге впервые изучались Н.В. Потуловой [Потулова, 1921]; диатомовые исследовали Г. Брандер [Лаврова, 1939], Н.В. Анисимова [Анисимова, 1949] и В.С. Порецкая [Порецкая, 1936]; пыльцу - И.М. Покровская [Покровская, 1936], фауну - М.Э. Скороход [Скороход, 1932] и М.А. Лаврова [Лаврова, 1939]. Однако по вопросу об их возрасте и стратиграфическом положении до сих пор нет единого мнения. Это объясняется сложной физико-географической обстановкой, которая существовала в данном районе в межледниковое время.

Детальное изучение диатомовой флоры, произведенное в настоящее время, позволяет восстановить своеобразную палеогеографию мгинского моря.

Материалом для работы послужили образцы мгинских глин, полученные от О.М. Знаменской. Для сравнения изучены морские межледниковые глины на р. Неве, в котловине Ладожского озера, в южном Прионежье, в бассейне р. Онеги и на Кольском полуострове.

В мгинских морских глинах найдена богатая диатомовая флора. В разрезе скважины № 3 она представлена рядом сменяющих друг друга комплексов (рис. 1). Они отражают три фазы в развитии бассейна: начало трансгрессии моря, конец ее и, наконец, регрессию морских вод. Каждый из этих комплексов весьма своеобразен и аналогов ему мы не знаем.

Рисунок 1

Фаза I - начало трансгрессии. В основании разреза в глинах с полосчатой слоистостью находится самый древний комплекс диатомовых - мариногляциальный. Он слагается из древних пресноводных видов холодноводных и реликтовых (Cocconeis disculus (Schum.) Cl., Diploneis domblittensis (Grum.) Cl.) и ряда морских (Hyalodiscus scoticus (Ktz) Grun., Grammatophora oceanica var. macilenta (W. Sm.) Grun.).

Преобладают бентические виды, что свидетельствует о мелководности бассейна ( 20 м ). Такое сочетание холодноводных древнечетвертичных форм с морскими неизвестно нам в современных ассоциациях. Оно отражает начало проникновения морских вод в приледниковые озера. Климат в начале морской трансгрессии был холодным (преобладает Pinus и Polypodiaceae).

Выше по разрезу (песчанистые глины) находим богатую солоновато-водную флору. Преобладают виды, имеющие оптимум развития при температуре вод 1-3° и солености 4-8% (Thalassiosira baltica (Grun.) Ostf. - круг форм, Achnanthes taeniata Grun.), а также морские арктические и аркто-бореальные виды (Coscinodiscus curvatulus Grun. и др.).

Это было начало существования мгинского моря. В то время оно представляло собой ряд холодных, сильно опресненных котловин (Ладожская, Онежская, Финский залив) и проливов, соединяющих их. Благодаря преемственности бассейнов от приледниковых озер, опоясывающих Балтийский щит, здесь установился своеобразный режим - низкая температура воды и крайне сильное опреснение. Образовались зоны переходной (меняющейся) солености самого широкого диапазона - от почти пресной воды до морской. Климат оставался холодным и влажным. В таких условиях формировался холодноводный реликтовый комплекс лагун. Своим существованием он обязан своеобразной палеогеографической обстановке, сложившейся после максимального оледенения. Сохранению и развитию его способствовали колебания береговой линии моря (а следовательно - солености, глубины и температуры), что вызывало богатое формообразование среди солоноватоводных эвригалинных диатомовых. Поэтому в различных участках он представлен различными взаимно викарирующими видами.

Данный комплекс в современных морях аналогов не имеет. Он прослеживается в межледниковых разрезах на р. Неве (Рыбацкое), в котловине Ладожского озера, в южном Прионежье и других местах, т.е. в межледниковых бассейнах, расположенных по периферии Балтийского щита.

Фаза II - максимум морской трансгрессии. Выше по разрезу залегают плотные темно-серые глины с раковинами моллюсков. Данные слои содержат комплекс морских неритических и океанических видов - Coscinodiscus, Thalassiosira и Chaetoceros - до 90% от общего состава (встречены также формы, обитающие на литорали и сублиторали). Преобладают споры Thalassiosira gravida Cz. u Chaetoceros (Ch. mitra (Bail.) Cl. , Ch. affinis Lauder, Ch. seiracanthus Grun. , Ch. subsecundus (Grun.) Must., Ch. Mülleri Lemm и др.), а также свыше 15 видов древнего планктонного рода Coscinodiscus: С. perforates fo. genuina A. Cl., С. antiquus (Grun.) A. Cl., C. oculus iridis Ehr., С. asteromphalus Ehr., C. lineatus Ehr. и др., среди них ряд вымерших, в современных морях не встречающихся. Данный комплекс свидетельствует о высокой морской солености мгинского моря (25-30 ‰) и глубине не менее 50- 75 м . В современных морях аналогичных, ассоциаций мы не знаем.

С точки зрения температурного режима состав диатомовых своеобразен: наряду с широко распространенными аркто-бореальными видами встречаются тепловодные эемские (Coscinodiscus perforatus fo. genuina A. Cl., C. antiquus (Grun.) Cl., Actinoptychus areolatus A. S., Diploneis bombus (Ehr.) Cl.), поступившие сюда с теплыми течениями из Северного моря и Атлантики. По направлению от Мги на восток, т.е. к Ладожскому и Онежскому озерам, количество эемских видов в отложениях уменьшается, а холодноводных - увеличивается. Указанные глубоководные отложения, залегающие на холодноводных лагунных фациях, выделяются в горизонт максимума трансгрессии (Мга, Нева, котловина Ладожского озера, Ю. Прионежье, Повенец).

В это время морские бассейны Балтийско-Беломорского водораздела соединялись с эемским морем. Образовалось Балтийско-Беломорское межледниковое соединение, хорошо изученное М.А. Лавровой [Лаврова, 1948], Г.И. Горецким [Горецкий, 1939] и А. Клеве-Эйлер [Cleve-Euler, 1940].

С севера из бореального моря в пролив поступали тепловодные формы. Мы находим их в северной части Онежского озера.

Фаза III - начало регрессии моря. Отложения этой фазы наблюдаем в верхних горизонтах скважины № 3. Но особенно четко эта регрессивная фаза выражена в обнажении № 4, на правом берегу р. Мги. Морские глины с углистыми промазками, песчаными прослойками и вивианитом вскрываются здесь в 4-метровом обнажении и уходят под урез реки. Они содержат комплекс солоноватоводных, эвригалинных видов: Coscinodiscus lacustris var. septentrionalis Grun. и др.; среди них холодноводные: Thalassiosira baltica var. fluviatilis A. Cl., Coscinodiscus curvatules Grun., Achnanthes taeniata Grun. и пресноводно - солоноватоводные Epithemia sorex Ktz., E. turgida (Ehr.) Ktz. Комплекс свидетельствует о значительном опреснении и регрессии моря. В верхних горизонтах фации мелеющей лагуны чередуются с пресноводными (колебания береговой линии).

Конец существования мгинского моря наиболее отчетливо выражен в разрезе на р. Неве. Здесь лагунные отложения сменяются пресноводными, озерными (прибрежное болото). На них залегает морена валдайского оледенения.

 

Выводы

1. Диатомовый анализ показывает, что гидрологический режим (температура, соленость, глубина) и границы распространения мгинского моря за время его существования сильно изменялись.

Эти изменения связаны со своеобразной палеогеографической обстановкой, сложившейся по окраине Балтийского щита к концу максимального оледенения.

2. Сначала здесь в древних приледниковых озерах образовывались ленточные глины. На них залегают глины с полосчатой слоистостью и с марино-гляциальным комплексом диатомовых, свидетельствующим о притоке морских вод в приледниковые озера. По-видимому, в это время, по мнению М.А. Лавровой, мигрировала в Балтику Portlandia (Yoldia) arctica Gray. Климат был холодным.

3. По мере отступания ледника приток морских вод в приледниковые бассейны усилился. Образовались мелководные опресненные участки мгинского моря с низкой температурой воды и сильно меняющейся соленостью. Преемственность их от приледниковых озер обусловила своеобразный холодноводный облик диатомовой флоры в данных горизонтах.

4. В комплексе глубоководных глин встречается ряд тепловодных (эемских) видов, поступивших сюда с теплыми течениями из Северного моря и Атлантики (горизонт максимума трансгрессии). В это время распространение мгинского моря было максимальным. Глубины его достигали не менее 50- 75 м . Через Балтийско-Беломорский водораздел мгинское море соединялось с бореальным (находки фауны и диатомовых на Беломорско-Балтийском канале). Теплые течения по пути своего следования значительно повышали температуру вод мгинского моря, в изолированных же участках она была ниже.

5. Начало регрессии морских вод совпадает с климатическим оптимумом межледниковья (см. пыльцевую диаграмму в работе [Знаменская, 1959]). Постепенно прекращается приток теплых вод, мгинское море мелеет, и вновь устанавливается холодноводный лагунный режим с преобладанием видов, развитых во флоре лагуны ранее.

6. Такой сложный состав диатомовой флоры привел ряд исследователей к неверному представлению о возрасте мгинских отложений. Между тем, холодноводный характер мгинские глины имеют только в нижней части разреза (марино-гляциальная и лагунная стадии). Изучение диатомовых морской фазы мгинского моря показывает тесную связь его с эемской трансгрессией (проникновение тепловодных видов).

7. Таким образом, диатомовая флора устанавливает днепровско-валдайский возраст мгинских морских глин. Эта датировка дана ранее по фауне М.А. Лавровой [Лаврова, 1939] и М. Э. Янишевским [Янишевский, 1931].

 

 

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова Н.В., Диатомовый анализ, под ред. А.Н. Криштофовича, кн. 1, 1949.

2. Горецкий Г.И., Карельское межледниковое море // Вопросы географии, сборн. 12 (1949).

3. Знаменская О.М. Стратиграфическое положение мгинских морских отложений. Доклады Академии наук, 1959, том 129, № 2, с. 401-404.

4. Лаврова М.А., Тр. Сов. секц. Ассоц. по изуч. четвертичн. периода Европы, в. 4 (1939).

5. Лаврова М.А., Тр. II Всесоюзн. геогр. съезда, 2, 1948.

6. Покровская И.М., О межморенных отложениях р. Мги. Тр. Сов. секц. Ассоц. по изуч. четвертичн. периода Европы, в. 2, 1936, с. 25-31.

7. Порецкая В.С., Уч. зап. ЛГУ, № 191, сер. биол., в. 40 (1955).

8. Потулова Н.В., Геол. вестник, 4, № 1-6 (1921).

9. Скороход В. Фауна межледниковых отложений р. Мги. Материалы по четвертичной геологии СССР, часть 1. Труды Всесоюзного геологоразведочного объединения НКТП СССР, Выпуск 225, Л .-М., 1932, с. 82-93.

10. Янишевский М.Э., Тр. ГГРУ, в. 78 (1931).

11. Brander G., С. R. Soc. geol. Finlande, № 10, 109 (1937).

12. С1еvе-Еu1еr А., Beih. Bot. Centralbl., Abt. В, 60, 3 (1940).

 

 

Ссылка на статью: 

Черемисинова Е.А. Палеогеография мгинского моря (на основе данных диатомового анализа) // Доклады Академии наук, 1959, том 129, № 2, с. 416-419.




 



 



eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz