| ||
| ||
|
Морские межледниковые отложения на р. Мге впервые изучались Н.В. Потуловой [Потулова, 1921]; диатомовые исследовали Г. Брандер [Лаврова, 1939], Н.В. Анисимова [Анисимова, 1949] и В.С. Порецкая [Порецкая, 1936]; пыльцу - И.М. Покровская [Покровская, 1936], фауну - М.Э. Скороход [Скороход, 1932] и М.А. Лаврова [Лаврова, 1939]. Однако по вопросу об их возрасте и стратиграфическом положении до сих пор нет единого мнения. Это объясняется сложной физико-географической обстановкой, которая существовала в данном районе в межледниковое время. Детальное изучение диатомовой флоры, произведенное в настоящее время, позволяет восстановить своеобразную палеогеографию мгинского моря. Материалом для работы послужили образцы мгинских глин, полученные от О.М. Знаменской. Для сравнения изучены морские межледниковые глины на р. Неве, в котловине Ладожского озера, в южном Прионежье, в бассейне р. Онеги и на Кольском полуострове. В мгинских морских глинах найдена богатая диатомовая флора. В разрезе скважины № 3 она представлена рядом сменяющих друг друга комплексов (рис. 1). Они отражают три фазы в развитии бассейна: начало трансгрессии моря, конец ее и, наконец, регрессию морских вод. Каждый из этих комплексов весьма своеобразен и аналогов ему мы не знаем. Фаза I - начало трансгрессии. В основании разреза в глинах с полосчатой слоистостью находится самый древний комплекс диатомовых - мариногляциальный. Он слагается из древних пресноводных видов холодноводных и реликтовых (Cocconeis disculus (Schum.) Cl., Diploneis domblittensis (Grum.) Cl.) и ряда морских (Hyalodiscus scoticus (Ktz) Grun., Grammatophora oceanica var. macilenta (W. Sm.) Grun.).
Преобладают бентические виды, что свидетельствует о мелководности
бассейна ( Выше по разрезу (песчанистые глины) находим богатую солоновато-водную флору. Преобладают виды, имеющие оптимум развития при температуре вод 1-3° и солености 4-8% (Thalassiosira baltica (Grun.) Ostf. - круг форм, Achnanthes taeniata Grun.), а также морские арктические и аркто-бореальные виды (Coscinodiscus curvatulus Grun. и др.). Это было начало существования мгинского моря. В то время оно представляло собой ряд холодных, сильно опресненных котловин (Ладожская, Онежская, Финский залив) и проливов, соединяющих их. Благодаря преемственности бассейнов от приледниковых озер, опоясывающих Балтийский щит, здесь установился своеобразный режим - низкая температура воды и крайне сильное опреснение. Образовались зоны переходной (меняющейся) солености самого широкого диапазона - от почти пресной воды до морской. Климат оставался холодным и влажным. В таких условиях формировался холодноводный реликтовый комплекс лагун. Своим существованием он обязан своеобразной палеогеографической обстановке, сложившейся после максимального оледенения. Сохранению и развитию его способствовали колебания береговой линии моря (а следовательно - солености, глубины и температуры), что вызывало богатое формообразование среди солоноватоводных эвригалинных диатомовых. Поэтому в различных участках он представлен различными взаимно викарирующими видами. Данный комплекс в современных морях аналогов не имеет. Он прослеживается в межледниковых разрезах на р. Неве (Рыбацкое), в котловине Ладожского озера, в южном Прионежье и других местах, т.е. в межледниковых бассейнах, расположенных по периферии Балтийского щита.
Фаза
II
- максимум морской трансгрессии. Выше
по разрезу залегают плотные темно-серые глины с раковинами моллюсков.
Данные слои содержат комплекс морских неритических и океанических видов
-
Coscinodiscus,
Thalassiosira
и
Chaetoceros
- до 90% от общего состава (встречены
также формы, обитающие на литорали и сублиторали). Преобладают споры
Thalassiosira
gravida
Cz.
u
Chaetoceros
(Ch.
mitra
(Bail.) С точки зрения температурного режима состав диатомовых своеобразен: наряду с широко распространенными аркто-бореальными видами встречаются тепловодные эемские (Coscinodiscus perforatus fo. genuina A. Cl., C. antiquus (Grun.) Cl., Actinoptychus areolatus A. S., Diploneis bombus (Ehr.) Cl.), поступившие сюда с теплыми течениями из Северного моря и Атлантики. По направлению от Мги на восток, т.е. к Ладожскому и Онежскому озерам, количество эемских видов в отложениях уменьшается, а холодноводных - увеличивается. Указанные глубоководные отложения, залегающие на холодноводных лагунных фациях, выделяются в горизонт максимума трансгрессии (Мга, Нева, котловина Ладожского озера, Ю. Прионежье, Повенец). В это время морские бассейны Балтийско-Беломорского водораздела соединялись с эемским морем. Образовалось Балтийско-Беломорское межледниковое соединение, хорошо изученное М.А. Лавровой [Лаврова, 1948], Г.И. Горецким [Горецкий, 1939] и А. Клеве-Эйлер [Cleve-Euler, 1940]. С севера из бореального моря в пролив поступали тепловодные формы. Мы находим их в северной части Онежского озера. Фаза III - начало регрессии моря. Отложения этой фазы наблюдаем в верхних горизонтах скважины № 3. Но особенно четко эта регрессивная фаза выражена в обнажении № 4, на правом берегу р. Мги. Морские глины с углистыми промазками, песчаными прослойками и вивианитом вскрываются здесь в 4-метровом обнажении и уходят под урез реки. Они содержат комплекс солоноватоводных, эвригалинных видов: Coscinodiscus lacustris var. septentrionalis Grun. и др.; среди них холодноводные: Thalassiosira baltica var. fluviatilis A. Cl., Coscinodiscus curvatules Grun., Achnanthes taeniata Grun. и пресноводно - солоноватоводные Epithemia sorex Ktz., E. turgida (Ehr.) Ktz. Комплекс свидетельствует о значительном опреснении и регрессии моря. В верхних горизонтах фации мелеющей лагуны чередуются с пресноводными (колебания береговой линии). Конец существования мгинского моря наиболее отчетливо выражен в разрезе на р. Неве. Здесь лагунные отложения сменяются пресноводными, озерными (прибрежное болото). На них залегает морена валдайского оледенения.
Выводы 1. Диатомовый анализ показывает, что гидрологический режим (температура, соленость, глубина) и границы распространения мгинского моря за время его существования сильно изменялись. Эти изменения связаны со своеобразной палеогеографической обстановкой, сложившейся по окраине Балтийского щита к концу максимального оледенения. 2. Сначала здесь в древних приледниковых озерах образовывались ленточные глины. На них залегают глины с полосчатой слоистостью и с марино-гляциальным комплексом диатомовых, свидетельствующим о притоке морских вод в приледниковые озера. По-видимому, в это время, по мнению М.А. Лавровой, мигрировала в Балтику Portlandia (Yoldia) arctica Gray. Климат был холодным. 3. По мере отступания ледника приток морских вод в приледниковые бассейны усилился. Образовались мелководные опресненные участки мгинского моря с низкой температурой воды и сильно меняющейся соленостью. Преемственность их от приледниковых озер обусловила своеобразный холодноводный облик диатомовой флоры в данных горизонтах.
4. В комплексе глубоководных глин встречается ряд тепловодных (эемских)
видов, поступивших сюда с теплыми течениями из Северного моря и
Атлантики (горизонт максимума трансгрессии). В это время распространение
мгинского моря было максимальным. Глубины его достигали не менее 50- 5. Начало регрессии морских вод совпадает с климатическим оптимумом межледниковья (см. пыльцевую диаграмму в работе [Знаменская, 1959]). Постепенно прекращается приток теплых вод, мгинское море мелеет, и вновь устанавливается холодноводный лагунный режим с преобладанием видов, развитых во флоре лагуны ранее. 6. Такой сложный состав диатомовой флоры привел ряд исследователей к неверному представлению о возрасте мгинских отложений. Между тем, холодноводный характер мгинские глины имеют только в нижней части разреза (марино-гляциальная и лагунная стадии). Изучение диатомовых морской фазы мгинского моря показывает тесную связь его с эемской трансгрессией (проникновение тепловодных видов). 7. Таким образом, диатомовая флора устанавливает днепровско-валдайский возраст мгинских морских глин. Эта датировка дана ранее по фауне М.А. Лавровой [Лаврова, 1939] и М. Э. Янишевским [Янишевский, 1931].
ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Анисимова Н.В., Диатомовый анализ, под ред. А.Н. Криштофовича, кн.
1, 1949.
2.
Горецкий Г.И.,
Карельское межледниковое море // Вопросы географии, сборн. 12 (1949). 3. Знаменская О.М.
Стратиграфическое положение мгинских морских отложений. Доклады
Академии наук, 1959, том 129, № 2, с. 401-404.
4.
Лаврова М.А., Тр. Сов. секц. Ассоц. по изуч. четвертичн. периода
Европы, в. 4 (1939).
5.
Лаврова М.А., Тр. II Всесоюзн. геогр.
съезда, 2, 1948.
6.
Покровская И.М., О межморенных отложениях р. Мги. Тр. Сов. секц.
Ассоц. по изуч. четвертичн. периода Европы, в. 2, 1936, с. 25-31.
7.
Порецкая В.С., Уч. зап. ЛГУ, № 191, сер. биол., в. 40 (1955).
8.
Потулова Н.В., Геол. вестник, 4, № 1-6 (1921).
9.
Скороход В.
Фауна межледниковых отложений р. Мги. Материалы по
четвертичной геологии СССР, часть 1. Труды Всесоюзного
геологоразведочного объединения НКТП СССР, Выпуск
10.
Янишевский М.Э., Тр. ГГРУ, в. 78 (1931).
11.
Brander G.,
С. R.
Soc.
geol.
Finlande, № 10, 109 (1937). 12. С1еvе-Еu1еr А., Beih. Bot. Centralbl., Abt. В, 60, 3 (1940).
|
Ссылка на статью:
Черемисинова Е.А. Палеогеография мгинского моря (на основе данных диатомового анализа) // Доклады Академии наук, 1959, том 129, № 2, с. 416-419.
|