Третьяков Н.Н.

Образ в искусстве. Основы композиции.

Об авторе.

Предлагаемая читателю книга — результат многолетнего труда выдающегося педагога, профессора, заслуженного деятеля искусств России Николая Николаевича Третьякова, посвятившего более пятидесяти лет своей жизни высшей художественной школе. Православное содержание русского искусства в то время находилось под запретом, изучение иконы ограничивалось эстетическим анализом. Вместе с тем, в 1960—1980-е годы, задолго до празднования 1000-летия Крещения Руси, уже происходило осознание нашей духовной родословной, делались первые шаги в национальной русской литературе, искусстве, кинематографе. В этих условиях каждое слово о духовных исторических ценностях, обращенное к аудитории, становилось особенно дорогим.

Мое знакомство с Николаем Николаевичем состоялось во ВГИКе, где я учился на сценарном факультете. Вспоминаю его удивительные лекции, которые вводили нас в новый, неизвестный нам мир Божественного Духа. После лекций — посещение Третьяковской галереи, потом — храма, а потом мы, студенты, вместе с нашим преподавателем стояли рядом на первой своей церковной службе в небольшом подмосковном храме. Для многих моих сверстников именно с лекций Николая Николаевича начиналось воцерковление в те годы. Человек высочайшей культуры и образованности, с богатым духовным опытом и тонкой профессиональной интуицией, он передавал нам наследие старой, дореволюционной школы, являясь подлинным наставником и учителем.

Впоследствии наша связь сохранялась, мы часто встречались на просмотрах первых документальных фильмов об истории Православной Церкви, в конкурсном жюри вместе с Б.Л. Карповым, на обсуждениях. Это было незабываемое время. После открытия Сретенского монастыря, в 1995 году Николай Николаевич был приглашен для чтения лекций по истории русского искусства в училище при монастыре, а также для братии. Главная задача этих бесед заключалась в стремлении раскрыть величие и самобытность русской художественной культуры, проникнутой духом Православия. Они стали продолжением преподавательской работы Николая Николаевича в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова и в Институте кинематографии.

Здесь хочется вспомнить некоторые вехи жизненного пути Н.Н. Третьякова, для которого педагогика является своего рода духовным призванием. Он родился в 1922 году в Москве в семье учителей. Его отец Николай Степанович (1873-1942) занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В.Д. Поленовым, С.А. Рачинским, Н.П. Богдановым-Бельским, Н.В. Гиляровской. Унаследовав интерес к искусству и просветительству, «Николай Николаевич поступил на искусствоведческое отделение МИФ ЛИ (Московский институт философии, литературы и искусства, впоследствии вошедший в Московский университет). В то время там преподавали известные ученые А.А. Губер, Н.К. Гудзий и другие, занятия в институте проходили в атмосфере ожидания больших исторических событий. Великая Отечественная война прервала учебу: в 1941 году Николай Николаевич ушел на фронт, участвовал в боях на Донском направлении во время подготовки Сталинградской битвы, был тяжело ранен.

Третьяков Н.Н.

В 1948 году, после окончания МГУ, он стал аспирантом Третьяковской галереи, где появилась возможность близкого соприкосновения с произведениями русского искусства. Тогда же произошла встреча с замечательным живописцем К.Ф. Юоном, творчеству которого Николай Николаевич посвятил свою кандидатскую диссертацию и монографию. Все это сказалось в дальнейшем на его интересах как педагога, всегда защищавшего традиции реализма. По его глубокому убеждению, в реализме осуществляется христианское утверждение красоты природы и человека, созданных Богом. Тема славословия, ведущая начало от истоков славянской народной культуры, воплотилась в образах иконописи и фресок преподобного Андрея Рублева и Дионисия, получила развитие в творчестве А.Г. Венецианова, А.К. Саврасова, В.И. Сурикова, М.В. Нестерова... Эти имена, часто упоминаемые в лекциях Третьякова, неразрывно связаны с судьбой Московской школы живописи.

Нельзя не сказать несколько слов о священниках, общение с которыми оказало глубокое влияние на мировоззрение и творческую деятельность Николая Николаевича. В трудное для верующих время ему довелось встретиться с подлинными духовными подвижниками и руководствоваться их мудрыми советами. Это протоиерей Николай Голубцов, окормлявший в 1950-е - начале 1960-х годов московскую интеллигенцию; архимандрит Иов (Кундря), служивший в отдаленном закарпатском селе Малая Уголька и воспитавший многих иерархов и священников; мудрый старец, протоиерей Александр Ильин, настоятель Николо-Дворищенского собора в Новгороде; протоиерей Александр Егоров, около полувека прослуживший в московской церкви Ильи Обыденного. Это и ныне здравствующие архимандрит Вассиан (Шуста), наместник Нило-Столобенской пустыни, протоиерей Валериан Кречетов, настоятель Покровской церкви в селе Акулово. Их духовная поддержка помогала находить выход в самых трудных случаях жизни.

Н.Третьяков, архим. Иов и Ю. Лошиц

Человек от плодов труда своего прославляется. В 1952 году Николай Николаевич начал преподавать в Суриковском институте, под руководством академика М.В. Алпатова: читал полный курс истории русского искусства, с конца 1970-х годов вел спецкурс по основам композиции, выступал с рецензиями на защитах художников, а после открытия искусствоведческого факультета руководил дипломными работами по древнерусскому искусству. До сих пор институт остается хранителем лучших традиций Московской школы. И в этом большая доля усилий Николая Николаевича, среди учеников которого много известных художников, определяющих лицо современного русского искусства: Н.П. Федосов и А.А. Грицай, В.Н. Забелин и В.Н. Страхов, М.Г. Абакумов и С.Н. Андрияка, Е.Н. Максимов и С.А. Гавриляченко, скульпторы O.K. Комов и В.М. Клыков, А.И. Рукавишников и М.В. Переяславец. Во ВГИКе его лекции слушали В.М. Шукшин, А.А. Тарковский, В.И. Гуркаленко, СВ. Мирошниченко, операторы А.Д. Заболоцкий, А.П. Саранцев и многие, многие другие.

Хочется вспомнить добрым словом старый ВГИК 1950 — 1970-х годов. Тогда это был удивительный, уникальный институт. В нем царила атмосфера общих поисков красоты и правды, в изображении и слове, поисков поэтического языка кинематографа. И все это как-то связывалось с открытием красоты реалистической живописи XIX века и заповедного мира искусства Древней Руси. Мы сравнивали культуру Запада и России и ощущали себя счастливыми преемниками великого прошлого своего Отечества.

Впоследствии студенты стали бывать на вечерах лекционного цикла, получившего название Куликовского (в память 600-летия Куликовской битвы), объединившего молодежь двух творческих вузов Москвы. Руководителем и вдохновителем этого цикла, проходившего в стенах Суриковского института, был Н.Н. Третьяков. Там выступали с беседами о духовных основах православной культуры известный пастырь Русской Церкви отец Валериан Кречетов, писатели В.И. Белов, С.Ю. Куняев и Ю.М. Лощиц, художник СМ. Харламов, ученый Б.В. Раушенбах, артист А.Ф. Ведерников. На эти встречи собирались люди разных поколений, искавшие смысл жизни и творчества. Многие слушатели начали задумываться о глубоком своеобразии русского искусства, заниматься иконописью, что нашло отражение и в деятельности института.

Со временем изменилась направленность мастерской монументальной живописи Е.Н. Максимова, все чаще включавшей в свою программу дипломные работы с конкретным церковным адресом. Так, уже в 1990-е годы возникла связь со Свято-Введенской Оптиной пустынью. Некоторые студенты Суриковского института там приняли постриг. Академическая школа стала для них необходимым условием серьезных занятий церковным искусством. Вскоре профессор Е.Н. Максимов и его ученики были приглашены для создания росписей в Казанском и Владимирском соборах. Работы исполнялись студентами совместно с братией монастыря. Их художественный опыт восстановления традиций древнерусской фрески является очень ценным начинанием.

Книга Н.Н. Третьякова «Образ в искусстве» составлена на основе лекций, записанных студентами на магнитофон в начале 1980-х годов. В процессе подготовки материалы были дополнены и отредактированы автором, в работе принимали участие его ученики.

Издание этой книги представляется важным и необходимым делом. История русского искусства на протяжении многих десятилетий рассматривалась вне связи с первоосновой русской жизни — Православием. Многие произведения нашего искусства, в частности реалистические картины XIXXX веков, недооценивались, получали превратное истолкование. Автор сопоставляет русскую школу с искусством Запада, имевшим другую религиозную основу, — и это позволяет проследить путь мировой культуры в связи с историей христианства. Для многих наших современников, обретающих веру, такой подход к вопросам искусства имеет особое значение. Поэтому, на наш взгляд, книга будет полезной и интересной для самого широкого круга читателей — художников, иконописцев, педагогов, студентов и всех, кому дорога наша национальная культура.

 Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

 


eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz