Об авторе.
Предлагаемая читателю книга — результат
многолетнего труда выдающегося педагога, профессора, заслуженного деятеля искусств
России Николая Николаевича Третьякова, посвятившего более пятидесяти лет своей жизни высшей
художественной школе. Православное содержание русского искусства в то время
находилось
под запретом, изучение иконы ограничивалось эстетическим
анализом. Вместе с тем, в 1960—1980-е годы, задолго до празднования 1000-летия Крещения Руси, уже
происходило осознание нашей духовной родословной, делались первые шаги в национальной
русской литературе, искусстве, кинематографе. В этих условиях
каждое слово о духовных исторических ценностях, обращенное к аудитории, становилось особенно
дорогим.
Мое знакомство с Николаем Николаевичем
состоялось во ВГИКе, где я учился на сценарном факультете. Вспоминаю его
удивительные лекции, которые вводили нас в новый, неизвестный нам мир Божественного Духа. После лекций —
посещение Третьяковской галереи, потом — храма, а потом мы, студенты, вместе с
нашим преподавателем стояли рядом на первой своей церковной службе в небольшом подмосковном храме. Для
многих моих сверстников именно с лекций Николая Николаевича начиналось воцерковление
в те годы. Человек высочайшей культуры и образованности, с богатым духовным опытом и тонкой
профессиональной интуицией, он передавал нам наследие старой, дореволюционной
школы,
являясь подлинным наставником и учителем.
Впоследствии наша связь сохранялась, мы часто
встречались на просмотрах первых документальных фильмов об истории Православной Церкви,
в конкурсном жюри вместе с Б.Л. Карповым, на обсуждениях. Это было незабываемое
время. После открытия Сретенского монастыря, в 1995 году Николай Николаевич был
приглашен для чтения лекций по истории русского искусства в училище при монастыре, а также для братии. Главная задача этих бесед заключалась в стремлении раскрыть
величие и самобытность русской художественной культуры, проникнутой духом Православия.
Они стали продолжением преподавательской
работы Николая Николаевича в Московском
художественном институте имени В.И. Сурикова и в Институте кинематографии.
Здесь хочется вспомнить некоторые вехи жизненного пути Н.Н. Третьякова, для которого педагогика является своего рода духовным призванием. Он родился в 1922 году в Москве в семье учителей. Его отец Николай Степанович (1873-1942) занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В.Д. Поленовым, С.А. Рачинским, Н.П. Богдановым-Бельским, Н.В. Гиляровской. Унаследовав интерес к искусству и просветительству, «Николай Николаевич поступил на искусствоведческое отделение МИФ ЛИ (Московский институт философии, литературы и искусства, впоследствии вошедший в Московский университет). В то время там преподавали известные ученые А.А. Губер, Н.К. Гудзий и другие, занятия в институте проходили в атмосфере ожидания больших исторических событий. Великая Отечественная война прервала учебу: в 1941 году Николай Николаевич ушел на фронт, участвовал в боях на Донском направлении во время подготовки Сталинградской битвы, был тяжело ранен.
В 1948 году, после
окончания МГУ, он стал аспирантом Третьяковской галереи,
где появилась возможность близкого соприкосновения с
произведениями русского искусства. Тогда же произошла встреча с замечательным живописцем К.Ф. Юоном, творчеству которого Николай Николаевич посвятил свою кандидатскую диссертацию и монографию. Все это сказалось в дальнейшем на его интересах как педагога, всегда защищавшего традиции реализма. По его глубокому убеждению, в реализме осуществляется христианское
утверждение красоты природы и человека, созданных Богом. Тема славословия, ведущая начало от истоков славянской народной культуры, воплотилась в образах иконописи и фресок преподобного
Андрея Рублева и Дионисия, получила развитие в творчестве А.Г. Венецианова, А.К.
Саврасова, В.И. Сурикова, М.В.
Нестерова... Эти имена, часто упоминаемые в
лекциях Третьякова, неразрывно связаны
с судьбой Московской школы живописи.
Нельзя не сказать несколько слов о священниках, общение с которыми оказало глубокое влияние на мировоззрение и творческую деятельность Николая Николаевича. В трудное для верующих время ему довелось встретиться с подлинными духовными подвижниками и руководствоваться их мудрыми советами. Это протоиерей Николай Голубцов, окормлявший в 1950-е - начале 1960-х годов московскую интеллигенцию; архимандрит Иов (Кундря), служивший в отдаленном закарпатском селе Малая Уголька и воспитавший многих иерархов и священников; мудрый старец, протоиерей Александр Ильин, настоятель Николо-Дворищенского собора в Новгороде; протоиерей Александр Егоров, около полувека прослуживший в московской церкви Ильи Обыденного. Это и ныне здравствующие архимандрит Вассиан (Шуста), наместник Нило-Столобенской пустыни, протоиерей Валериан Кречетов, настоятель Покровской церкви в селе Акулово. Их духовная поддержка помогала находить выход в самых трудных случаях жизни.
Человек от плодов
труда своего прославляется. В 1952 году Николай Николаевич
начал преподавать в Суриковском институте, под руководством
академика М.В. Алпатова: читал полный курс истории русского искусства, с конца
1970-х годов вел спецкурс по основам
композиции, выступал с рецензиями на защитах художников,
а после открытия искусствоведческого факультета руководил
дипломными работами по древнерусскому искусству. До сих пор институт
остается хранителем лучших традиций Московской школы. И в этом большая
доля усилий Николая Николаевича, среди учеников
которого много известных художников, определяющих лицо
современного русского искусства: Н.П. Федосов и А.А. Грицай, В.Н. Забелин
и В.Н. Страхов, М.Г. Абакумов и С.Н. Андрияка, Е.Н.
Максимов и С.А. Гавриляченко, скульпторы O.K. Комов и В.М. Клыков, А.И. Рукавишников и М.В. Переяславец. Во ВГИКе его лекции слушали В.М. Шукшин, А.А. Тарковский, В.И. Гуркаленко, СВ. Мирошниченко, операторы А.Д. Заболоцкий, А.П. Саранцев и многие, многие другие.
Хочется вспомнить
добрым словом старый ВГИК 1950 — 1970-х годов. Тогда это был
удивительный, уникальный институт. В нем царила атмосфера общих поисков красоты
и правды, в изображении и слове, поисков поэтического языка
кинематографа. И все это
как-то связывалось с открытием красоты реалистической
живописи XIX века и заповедного мира искусства Древней Руси. Мы сравнивали культуру
Запада и России и ощущали себя счастливыми преемниками
великого прошлого своего Отечества.
Впоследствии студенты
стали бывать на вечерах лекционного цикла,
получившего название Куликовского (в память 600-летия Куликовской битвы),
объединившего молодежь двух творческих вузов Москвы.
Руководителем и вдохновителем этого цикла, проходившего в стенах Суриковского
института, был Н.Н. Третьяков. Там выступали с беседами о духовных
основах православной культуры известный пастырь Русской
Церкви отец Валериан Кречетов, писатели В.И. Белов, С.Ю. Куняев
и Ю.М. Лощиц, художник СМ. Харламов, ученый Б.В. Раушенбах,
артист А.Ф. Ведерников. На эти встречи собирались люди разных
поколений, искавшие смысл жизни и творчества. Многие
слушатели начали задумываться о глубоком своеобразии русского искусства,
заниматься иконописью, что нашло отражение и в деятельности института.
Со временем
изменилась направленность мастерской монументальной живописи
Е.Н. Максимова, все чаще включавшей в свою программу
дипломные работы с конкретным церковным адресом. Так, уже в
1990-е годы возникла связь со Свято-Введенской Оптиной пустынью. Некоторые
студенты Суриковского института там приняли постриг.
Академическая школа стала для них необходимым условием серьезных занятий
церковным искусством. Вскоре профессор Е.Н.
Максимов и его ученики были приглашены для создания росписей в Казанском и
Владимирском соборах. Работы исполнялись студентами совместно с братией
монастыря. Их художественный опыт восстановления традиций древнерусской
фрески является очень ценным начинанием.
Книга Н.Н.
Третьякова «Образ в искусстве» составлена на основе лекций, записанных студентами на магнитофон в начале 1980-х годов. В
процессе подготовки материалы были дополнены и отредактированы
автором, в работе принимали участие его ученики.
Издание этой книги
представляется важным и необходимым делом. История
русского искусства на протяжении многих десятилетий рассматривалась вне связи с
первоосновой русской жизни — Православием.
Многие произведения нашего искусства, в частности реалистические картины XIX—XX веков, недооценивались, получали превратное
истолкование. Автор сопоставляет русскую школу с искусством
Запада, имевшим другую религиозную основу, — и это позволяет проследить путь мировой культуры в связи с историей христианства. Для многих наших современников, обретающих веру, такой подход к вопросам искусства имеет особое значение. Поэтому, на наш взгляд, книга будет полезной и интересной для самого
широкого круга читателей — художников, иконописцев, педагогов, студентов и всех, кому дорога наша национальная культура.
Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря