ОБРАЗ
В
ИСКУССТВЕ
Введение
Прежде всего, попробуем определить, что такое образ? У
В.И. Даля разработке этого
понятия отводится большая статья. Выберем из нее главные определения: образ — «вещь подлинная,
истотная» (то есть максимально стремящаяся приблизиться к истине, истоку,
сути); а также порядок, расположение, устройство. «Нет вещи без образа. Бог создал человека по образу и подобию Своему»1.
В композиции осуществляется связь частей, образующих целое,
поэтому композиция противостоит хаосу. Она есть созидание, а не
разрушение, и в таком изначальном смысле является отражением
вещей духовного порядка. Основные закономерности композиционного целого в конце
концов проистекают из Божественного замысла самого мирозданья, построения пространства с его глубиной и высотой,
взаимосвязи его частей, их «соразмерности и сообразности»2.
Однако в этой области вряд ли возможно все объяснить, исследовать,
как пытаются сделать некоторые современные искусствоведы.
Композиция — очень сложное явление (ее нельзя путать с
компоновкой предметов), это дар сочинять, слагать, изобретать и
составлять. Как во всяком даре, в основе композиции, в рождении образа всегда
сохраняется тайна. Постичь ее путем рационального
анализа невозможно. Именно удивление перед ней, восхищение, стремление разгадать ее, вызывает сопереживание зрителя, слушателя,
читателя — и тогда рождается эта волнующая сопричастность:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,—
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...3
Обращаясь к реальному опыту истории искусства, мы можем
подметить общие пластические закономерности, некоторые особенности
выразительности. И это дает интереснейший материал
для размышлений и выводов. Здесь только важно помнить, что
форму выдумать нельзя, в какой-то мере она дается природой, а также
историко-культурной традицией. Об этом говорил еще
А.С. Пушкин: «И я в конце
концов пришел к тому убеждению, что человек нашел Бога именно
потому, что Он существует. Нельзя найти то, чего нет, даже в пластических образах, — это мне внушило искусство... Выдумать форму нельзя:
ее надо взять из того, что
существует»4. Современное искусство авангарда и постмодернизма является
бунтом против природы, против мира как творения Божьего.
Авангардист форму выдумывает. Он неизбежно оказывается в замкнутом кругу условных знаков, подменяющих живые образы
природы. При этом теряется способность мыслить и обобщать,
ведь мысль предполагает наличие связи, а в авангардизме все
строится на разрывах. В живописи то выражается в отрыве слова от изображения, в
произвольной и уродливой трансформации реальных
форм природы. И у нас, и на Западе был момент, когда
на волне абстракционизма слово было вовсе изгнано из живописи.
Современные авангардисты, напротив, стремятся зацепить зрителя
острым «словцом» названия, но ведь это не образ слова, а всего
лишь рекламный трюк.
Тема слова (сюжета) открывает цикл лекций,
посвященных изучению основ
композиции. Затем следует тема пространства.
Всякий художник
занимается изображением пространства, и здесь, как и в сюжете, важна духовная сторона восприятия и художественного
истолкования. Ведь даже формат и размер картины определяются
содержанием, иногда в маленьком по размеру полотне
запечатлены величественные образы. Поэтому пространство, изображенное
художником, всегда будет отличаться от пространства
окружающего нас мира.
Среди намеченных тем особое место занимает категория времени
в искусстве. Это,
пожалуй, самый трудный раздел. Время
в картине выступает иначе, чем в литературе или, тем более, в
театре и музыке. Там оно имеет реальную протяженность, а изображение
в картине само по себе неподвижно. Тем не менее, в живописи время изображается. Важное место в изучении композиции принадлежит
проблеме документализма.
Связаны друг с другом вопросы ритма и
жеста, причем последний является ключевым, в особенности для сюжетов с движением и действием. Завершается
книга рассмотрением в границах искусства живописи света, цвета
и вопросов художественной завершенности.
Таковы основные темы очерков, составленных на материале
русского и западноевропейского искусства. При изучении композиции
нельзя обойти некоторые вопросы развития фотографии, кино,
телевидения. В наше время все формы «видео» обрушиваются на каждого человека.
Художник должен иметь отчетливое представление
о характере и содержании новой изобразительной информации
и противостоять силам зла.
В современном искусстве возникает сложная проблема воздействия
киномонтажа и фотографии на композицию в живописи. И вообще сейчас остро встают
многие вопросы, заставляющие
думать о судьбе реализма. Девальвация ценностей в изобразительном
искусстве происходит с необычайной быстротой. Давно ли в нашем искусстве
господствовал конструктивизм? Сегодня полная
бездуховность и творческое бессилие его очевидны. Конструктивизм не знает живописного образа, это, в общем, только
знаки. Пятна и знаки вместо
человека.
Важнейшим общим законом искусства является закон гармонии.
В живописи он прямо связывается со зрением и зрительным
восприятием. Применительно к иконописи, а также к искусству в целом, часто употребляется слово «созерцание». В
буквальном переводе
«созерцание» есть «рассматривание». Но зрение есть
нечто иное. В древнерусской традиции употреблялось слово «видение»,
потому что зрение определяет полноту и ясность, которые
трудно достичь созерцанием. И.В.
Киреевский в письме к Оптинскому старцу преп. Макарию (Иванову) по поводу
перевода древних святоотеческих текстов спрашивал: «Для чего Вы предпочитаете
слово созерцание слову видение или зрение!
Первое новое, любимое западными
мыслителями, и имеет смысл более рассматривания,
чем видения» (Протоиерей
Сергий Четвериков. Оптина пустынь. Исторический очерк и личные воспоминания.
Paris. Б.
г.
С.
116). Отстаивая значение
слова «видение», Киреевский, очевидно, имел ввиду и особенные качества чистоты и
ясности зрительного восприятия,
непосредственно относящиеся к живописи. Интересно, что художник пушкинской поры
А.Г. Венецианов пришел к подобному выводу, отметив, что
«зрение есть орудие, посредством которого душа, получая понятие о свете чувственном, возносится к нравственному». В его высказываниях
выступает мысль об особой значимости духовной стороны зрительного восприятия
натуры5.
Внутреннее зрение дает возможность
видеть истину. Ясность достигается нравственным, духовным путем. Такое понимание
видения мы находим в иконописи и
у некоторых великих мастеров.
Зрение может быть различным, более осязательно оно у скульпторов — в этом искусстве особое значение имеет реальная пространственная
форма и ее движение. А вот в живописи раскрываются
иные качества зрения. Здесь оно может быть не столь осязательным, как в архитектуре и скульптуре, но зато при помощи зрения достигается
вся полнота изображения пространства на плоскости.
Художник должен, прежде всего, заботиться о «постановке
глаза». Ведь древнерусское слово «око» — больше, чем глаз, это,
можно сказать, «глаз души». Око должно быть чистым (ср. Матф. 6,
22), должно видеть не только внешний, но и внутренний свет, быть
зорким, чутким, улавливать малейшие оттенки духовного смысла
предметов.
По мнению древнерусского автора, познание
мира происходит «телесныма очима» и
«духовныма очима» 6.
Глаз может быть «поставлен» на всю жизнь, как голос,
а может быть искалечен. Замечательный русский педагог, воспитавший
несколько поколений художников, П.П. Чистяков говорил,
что надо «правильно видеть»7. Смотреть и видеть — это разные понятия.
И вопрос «постановки глаза» находится в прямой зависимости от нравственного
духовного развития художника.
Сейчас время распространения всевозможных подделок под
настоящее искусство. В старой школе все было просто, там ясно
понимали, что хорошо и что плохо. Академия художеств и Московское
училище живописи, ваяния и зодчества на том и стояли, как, впрочем, и
лучшие художественные центры в провинции. Традиционная русская школа была основана на благоговейном отношении
к натуре.
Следует помнить и о том, что классическое искусство развивалось
в форме жанров. Особенности жанров — пейзажа, портрета, исторической картины, домашних сцен — были предусмотрены в
самой структуре Академии. В XVIII
веке там был, например, даже
класс изображения цветов и растений. И все это имело под собой
какую-то смысловую основу. Но во время разрушения академической
школы была высказана заманчивая мысль, что все жанры хороши, кроме скучного, и что границы жанра только стесняют живописца,
а он должен быть свободен. И это не могло не отразиться на воспитании
современных художников. В разных жанрах проявлялась
определенная иерархия, которая, в свою очередь, отражала некие
закономерности самого бытия, была обусловлена историческим
опытом развития искусства.
Тем не менее, сейчас в искусстве жанры порой смешиваются,
причем совершенно произвольно. Современное безбрежное море школ, жанров, стилей
дает бессвязную, близкую к первобытной,
картину хаоса. В ней нет гармонии, нет целого. Поэтому проблема
композиции, проблема образа в искусстве является ключевой для восстановления
цельной гармонической картины мира и человека
в нем.
В истории композиции представляется особенно важным христианское
понимание реализма, определяющее отношение художника к сотворенному миру. Для уяснения общих композиционных
закономерностей необходимо
говорить об искусстве в целом. Предлагаемая
работа строится преимущественно на материале русского искусства,
сущность которого не может быть понята вне Православия.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. 1955. Т. 2. С. 614.
2 Пушкин А.С. Сочинения. Л. 1936. С. 708.
3 Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М. 1986. С. 136.
4 Записки А.О. Смирновой. (Из записных книжек 1826 — 1845). СПб. 1895. Ч.
1, с. 161.
5 А.Г. Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л. 1980. С.
61, 63.
6 Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров
русской литературы XI—XVI вв.// Литература Древней Руси. Сб. трудов МГПИ. М. 1975. С. 12.
7Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М. 1953. С. 333.