Рыбалко А.Е.

ЧЕТВЕРТИЧНОЕ ПОКРОВНОЕ ОЛЕДЕНЕНИЕ В АРКТИКЕ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, СУЖДЕНИЯ

 

ФГБУ «ВНИИОкеангеология»

 

 

Проблема четвертичного оледенения Арктики является до сих пор одной из остро дискуссионных она не только важна для правильного понимания развития арктической территории, и в первую очередь Северного Ледовитого океана, но и имеет принципиально важное значение для геологического картирования, так как полностью определяет содержание легенды к этим картам. В данном сообщении делается попытка (далеко не первая и, по-видимому, не последняя) рассмотреть как существующие теории, так и особенности их возникновения и развития. Особое внимание уделено арктическим морям, как окраинным, так и внутренним, где на основе современных геолого-геофизических данных представлены модели строения четвертичного покрова и приводятся обоснования в пользу принимаемой истории развития региона. Данная проблема тесно связана с общей теорией развития Северного (в меньшей мере - Южного) полушария Земли. Поэтому решение имеет как теоретическое, так и сугубо практическое значение.

В настоящее время основное значение имеют так называемые гляциалистская и антигляциалистская теории. Под этими словами скрывается множество более мелких теорий, по-разному рассматривающих вопросы как возникновения собственно ледниковых образований, так и характерных форм рельефа, в формировании которых в какой-то мере участвовали ледники. С другой стороны, и антигляциолистское направление далеко не едино. Здесь существует широкий спектр мнений, как от полного отрицания каких-либо ледников в четвертичное время до теории «пассивного оледенения». В нашем докладе мы рассмотрим три основных направления.

1. Ледники существенно не влияли на формирование характерных черт рельефа на Русской равнине и прилежащих шельфах и отложений, их слагающих.

2. В четвертичное время весь шельф арктических морей и самого Северного Ледовитого океана был покрыт мощным покровным ледником, таяние которого во многом сформировало и современную речную сеть.

3. В четвертичное время островные и горные территории, обрамляющие территорию так называемого гляциального шельфа, являлись обособленными центрами покровного оледенения, а ледники, сползая с территории центров этого оледенения, распространялись далее в пределы шельфа. При этом между этими центрами существовало ледовитое море.

Первое направление берет начало в так называемой дрифтовой теории, одним из основателей которой был английский естествоиспытатель и геолог Чарльз Лайель. Эта теория господствовала в геологии до 60–70-х годов XIX века. Истоки рассматриваемой теории лежат в так называемой дилювиальной гипотезе, которая возникла под влиянием идей катастрофизма, согласно которой формирование горизонтов валунных суглинков, галечников, песков происходило в связи с Всемирным потопом. Однако впоследствии (во второй половине XIX в.) эта теория, вследствие многих противоречий, начала замещаться теорией материковых оледенений, в формировании которой большую роль играли русские ученые и особенно П.А. Кропоткин, который в 1876 г. издал монографию «Исследования о ледниковом периоде», где впервые была обоснована теория покровных оледенений. Важно, что при этом он не отрицал и возможности разноса материала льдинами и айсбергами. Впоследствии целый цикл исследований, в том числе в самой Арктике и в приарктических регионах, позволил окончательно сформулировать положения этой теории, увязать ее с палеоклиматическими циклами и трансгрессивно-регрессивными колебаниями Мирового океана. Огромную работу по разработке теории покровного оледенения провели такие исследователи, как Дж. Гейки, О. Торелл, Ф.Б. Шмидт, К.К. Марков, А.П. Павлов, С.А. Яковлев, и многие другие. Для так называемых гляциальных шельфов, которые в четвертичное время неоднократно покрывались покровными ледниками важное значение имеют работы Д. Кинга, Ч. Холтедаля, В. Андерсена, В. Воррена и др. Огромную роль в развитии данного направления сыграли труды академика Г.Г. Матишова (1983).

В конце 1970-х гг. впервые была сформулирована идея «Великого Арктического ледника» (Хьюгес), которая впоследствии, особенно трудами М.Г. Гросвальда, была трансформирована в теорию «Великого панарктического ледника», покрывающего не только шельфовые области, но и значительную часть современных акваторий Северного Ледовитого океана. В современное время взгляды на покровное оледенение Барнцевоморского шельфа разделяются большинством западных исследователей, хотя и не принимаются рядом научных коллективов (ИО РАН, МАГЭ, ВСЕГЕИ). В то же время, начиная с 1950-х гг., возник некий ренессанс взглядов на проблему развития обширных полей ледниково-морских осадков. Причиной этому являлось смещение научных исследований на северо-восток Русской плиты и далее - в восточную Арктику. Строение разрезов четвертичных отложений в этих районах существенно отличается от территории Северо-Запада РФ и от северных областей как Шпицбергена, так и Канадского Севера. Здесь преимущественным развитием пользуются мореноподобные суглинки, образующие достаточно мощные горизонтально залегающие толщи донных отложений. Особенностью их является постоянное присутствие остатков фауны, часто в прижизненном состоянии. Они чередуются с горизонтами чисто морских осадков (В.И. Чувардинский, Е.А. Гусев и др.). Дополнительный фактор - отсутствие форм рельефа, указывающих на развитие ледников, а также появление все большего количества фактов о пассивной роли существующих ледников с точки зрения экзарации им коренного ложа (Д.Ю. Большиянов).

В то же время новые факты, полученные с использованием современной сейсмоакустической аппаратуры, позволили откартировать на западном шельфе моренные комплексы, пусть и указывающие на краевые формы ледниковых отложений, но отрицающие наличие крупных тел базальной (основной) морены на внешней части Баренцевоморского шельфа. Анализ буровых скважин, пройденных в Баренцевом море в конце 1980-х гг. позволил Л.В. Поляку с соавторами обосновать наличие типичных гляциодислокаций в основании толщи выделяемых моренных образований. Проведенные с участием автора работы в северной части Белого моря показали большие массивы основной морены в толще четвертичных отложений и даже разновозрастные горизонты морен в осевой части Кандалакшского залива. В Горле Белого моря буровые скважины вскрыли слоистую толщу, сложенную разновозрастными горизонтами ледниковых отложений, разделенных межледниковыми отложениями микулинского (эемского) межледниковья. В Обско-Енисейском междуречье в последнее время появляются многочисленные факты существования здесь ледниковых образований. Пожалуй, достаточно определенным фактом можно считать в настоящее время практически полное отсутствие ледниковых отложений на шельфе восточно-арктических морей, а холодные эпохи сопровождались только горно-долинным оледенением с локальным выходом ледников на шельф, на что указывал Ф.А. Щербаков еще в 70-х годах прошлого века.

Таким образом, приведенные факты указывают, что долгий и увлекательный спор сторонников «гляциальной» и «антигляциальной» теорий, особенно на шельфе, еще далек от завершения. Во многом это связано с небольшим количеством буровых скважин (или полным их отсутствием) на шельфе, абсолютно недостаточным количеством сейсмоакустических профилей в восточной Арктике. В этих условиях необходим обобщающий критический анализ имеющихся материалов, одним из вариантов которого является подготовка монографии, написанной авторами с различными взглядами на проблему оледенений арктического шельфа.

 

 

Ссылка на статью:

Рыбалко А.Е. Четвертичное покровное оледенение в Арктике: история, проблемы, суждения // Материалы VI Международной конференции молодых ученых и специалистов «Новое в геологии и геофизике Арктики, Антарктики и Мирового Океана». СПб.: ФГБУ «ВНИИОкеангеология», 2018.С. 74-75.

 





eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz