Т.М. Пчелина1

ПАЛЕОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ПАЛЕОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ АРКТИКИ В ТРИАСОВОМ ПЕРИОДЕ

Скачать *pdf

 

1 Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана (ВНИИОкеангеология) МПР РФ, РАН, Санкт-Петербург, Россия

 

Реконструируются палеогеографические и палеоклиматические обстановки триасового седиментогенеза арктических областей. В течение триасового этапа здесь накопился комплекс песчано-глинистых осадков с разнообразными конкрециями биогенного происхождения, связанными с жизнедеятельностью, в основном, морских водорослей. Эти области представляли систему палеобассейнов шельфового типа, к северу от которых находился обширный Глубоководный палеобассейн, названный нами Северный и, по всей вероятности, имевший связь с Тихим палеоокеаном [Пчелина, 1985; Pchelina, 1983; Пчелина, 1998]. Климат в течение всего триасового периода сохранялся теплым с переменной влажностью, за исключением района Земли Франца-Иосифа, где седиментация шла только в гумидном климате.

Глубоководный Северный палеобассейн занимал значительную часть современной Арктической области. Территории современных мелководных арктических морей представляли палеошельфы, характеризующиеся сходными фациальными условиями, о чем свидетельствуют близкие органические остатки. В частности, это описанные Н.Ю. Брагиным [1991] в среднем триасе бореальные формы радиолярий на Омолонском массиве, Аляске (хребет Брукса), Новосибирских островах [Егоров и Брагин, 1995]. Выявлены радиолярии и в одновозрастных бореальных отложениях на Свальбарде, где они в восточных районах этого архипелага образуют тонкие прослои радиоляритов [Пчелина, 1985; Pchelina, 1983]. На востоке Корякского нагорья Н.Ю. Брагин описал радиолярии в триасовых интенсивно дислоцированных кремнистых и вулканогенных породах океанического типа, сформировавшихся уже в условиях тропического климата [Брагин, 1991].

О существовании Глубоководного Северного палеобассейна свидетельствует и широкое распространение процесса фосфатонакопления в среднетриасовых отложениях. На Свальбарде установлены обильные конкреции, желваковые и оолитовые прослои биогенных фосфоритов и мощные фосфатоносные пачки аргиллитов, сформировавшихся по типу апвеллинга, и связанный с ним вынос на шельфы из глубоководной части Северного палеобассейна вод, благоприятствующих бурному развитию сине-зеленых водорослей, которые способны ассимилировать фосфор из морских вод [Пчелина, 1985; Pchelina, 1983; Пчелина, 1998]. Позже такой тип фосфатонакопления в среднем триасе был установлен и на Новосибирских островах [Егоров и Батурин, 1987]. Одновозрастные фосфориты триаса широко распространены на Северо-Востоке Азии [Дагис и др., 1979]. Известны фосфориты в среднем триасе на севере Аляски [Grants et al., 1990], в Арктической Канаде [Embry, 1997], в районе Земли Пири на северо-востоке Гренландии [Kummel, 1953]. В этих регионах осадконакопление в триасе шло также в режиме шельфовых морей.

В начале раннего триаса активизация тектонических процессов, вероятно, в области Тихого палеоокеана, вызвала быстрое погружение как территории Северного палеобассейна, так и северных территорий Арктических палеошельфов. К этому времени относится крупномасштабная региональная трансгрессия. Индские осадки раннего триаса в бореальной области залегают обычно со стратиграфическим несогласием на разновозрастных, преимущественно верхнепермских, слоях. Формирование осадков в оленекское и среднетриасовое время происходило в условиях углубления бассейна, на фоне нарастающей трансгрессии. Близкие фациальные условия в это время в зонах умеренно аридного климата сохраняются на всей территории арктических шельфов. В среднем триасе наступает тектоническая стабилизация.

На рубеже среднего и позднего триаса, в связи с активизацией тектонических процессов, наступили существенные изменения в палеогеографической и палеоклиматической обстановках. В карнийском веке вся площадь Арктического региона перешла в зону гумидного климата. Произошло поднятие западных Арктических территорий и обмеление в них седиментационного бассейна. В конце позднего триаса здесь произошла резкая регрессия, о чем свидетельствует отсутствие поздненорийских и рэтских отложений в Баренцево-Карском регионе [Pchelina, 1983; Пчелина, 1998]. И только в начале ранней юры на этих площадях началось повсеместное осадконакопление.

В восточных районах Арктики - на Новосибирских островах [Преображенская и др., 1975], о-ва Врангеля [Косько, 2004], Северо-Востоке Азии [Дагис и др., 1979], Аляске [Grants et al., 1990] в позднем триасе шел непрерывный процесс морской седиментации. На о-ве Котельный мощность поздненорийских-рэтских отложений 750 м [Преображенская и др., 1975], а в пределах Северо-Восточной Азии - до 1000- 2500 м . В последнем районе это толщи с обильными туфогенными породами, нередко с лавами [Дагис и др., 1979].

Литература

1. Брагин Н.Ю. Радиолярии в нижнемезозойских толщах Востока СССР. М.: Наука, 1991. 125 с.

2. Дагис А.С., Архипов Ю.В., Бычков Ю.М. Стратиграфия триасовой системы Северо-Востока Азии. М.: Наука, 1979. 241 с.

3. Егоров А.Ю., Брагин Н.Ю. Первые находки радиолярий в триасовых отложениях Новосибирских островов // Докл. РАН. 1995. Т. 340, № 5. С. 649-652.

4. Егоров А.Ю., Батурин Г.Н. Фосфориты в триасовых отложениях Новосибирских островов // Докл. АН СССР. 1987. Т. 297, № 4. С. 921-925.

5. Косько М.К. Блоковая структура Восточно-Арктического шельфа Евразии // Эволюция тектонических процессов в истории Земли. Т.  1. Новосибирск, 2004. С. 261-263.

6. Преображенская Э.Н., Труфанов Г.В., Вольнов Д.А. и др. Мезозойские отложения острова Котельного // Геология и полезные ископаемые Новосибирских островов и о-ва Врангеля. Л., 1975. С. 28-37.

7. Пчелина Т.М. История триасового осадконакопления на Шпицбергене и прилегающем шельфе // Стратиграфия и палеонтология мезозойских осадочных бассейнов Севера СССР. Л.: ПГО «Севморгеология», 1985. С. 135-152.

8. Пчелина Т.М. Палеогеографические реконструкции Баренцево-Карского региона в триасовом периоде в связи с нефтегазоностью // Освоение шельфа Арктических морей России: Тр. Третьей Междунар. конф. Тез. докл. СПб: ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, 1998. С. 98.

9. Grants A., May S.D., Hart P.E. Geology of the Arctic Continental Margin of Alaska // The Arctic Ocean Region / A. Grants, L. Johnson, J.F. Sweeney (Eds.). The geology of North America . V. L. Boulder, Colorado . Geol. Soc. of America , 1990. C . 257-288.

10. Embry A.F. Global sequence boundaries of the Triassic and their recognition in the Western Canada Sedimentary // Bull. Canad. Petr. Geol. 1997. V. 45. P. 415-433.

11. Kummel B. Middle Triassic ammonites from Peary Land // Medd. om Gronland. 1953. V. 127, №1. P. 1-21.

12. Pchelina Т.М. Mesozoic stratigraphy and paleogeography of Svalbard : extended abstract. P. 60-66 // Soviet Geological Research in Svalbard 1962-1992 / A.A. Krasilschikov (Ed.). 1996. Extended abstracts of unpublished reports // Norsk Polarinstitutt Medd. 1983. №139. С 60-66.

    

 

Ссылка на статью:

Пчелина Т.М. Палеогеографические и палеоклиматические реконструкции северных районов Арктики в триасовом периоде. Геология полярных областей Земли. Материалы XLII Тектонического совещания. Том 2, 2009, с. 138-140.

 




 



eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz