| ||
| ||
Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана (ВНИИОкеангеология), Министерство природных ресурсов, г. Санкт-Петербург, Россия. |
Материалом для анализа послужила батиметрическая карта Лаптевоморской окраины м-ба 1:1 000 000, подготовленная ГУНиО для географической основы листов Госгеокарты-1000 в 1999 г., а также сейсмоакустические профили Parasound, полученные в рейсах ледокола «Polarstern» 1995 [5] и 1998 гг. и профили МОВ ОГТ, полученные МАГЭ в 1990 г [1]. Батиметрическая карта была уточнена по данным вышеперечисленных сейсмических и сейсмоакустических профилей и положена в основу геоморфологической карты масштаба 1:1 000 000 листов Т -51,52, Т-53,54 и Т-55,56. На рис. 1 представлен фрагмент геоморфологической карты по листу Т-51,52.
Основными элементами Лаптевоморской окраины в пределах рассматриваемого участка являются: шельф, континентальный склон, континентальное подножие и глубоководная впадина, разделенная хребтом Гаккеля на котловины - Амундсена и Нансена.
Бровка шельфа определяется изменением крутизны профиля на глубине 100 м. Нижнюю границу материкового склона трудно привязать к определенной глубине, что связано с постепенным выполаживанием и переходом материкового склона в материковое подножье; однако, очевидно, что между 124 и 128° в.д. эта граница находится на глубинах 1600 - 1700 м, восточнее опускается до 2200, а западнее поднимается до 1200 м.
Континентальный склон характеризуется большим количеством террасовидных форм (в дальнейшем террас) протяженностью до 25-30 км и шириной до 10 км. Из них наиболее часто встречаются террасы различного происхождения с глубинными отметками тыловых швов 200, 400, 600, 1000 и 1200 м. Подножье материкового склона на глубинах 1700, 2000-2100 и 2300 м часто окаймляется протяженными широкими террасами аккумулятивного происхождения.
В структуре Лаптевоморской окраины выделяется район активных неотектонических движений, локализующийся в месте замыкания Евразийского бассейна, куда проецируется продолжение осевой части хребта Гаккеля. Здесь на участке континентального склона наблюдаются склоновые поверхности с самыми крутыми на Лаптевоморской окраине углами (>4°). Крутые склоны очерчивают широкое понижение, вытянутая ось которого перпендикулярна бровке шельфа. Бортами этой впадины являются два высоких структурно-аккумулятивных гребня. По предварительным результатам интерпретации сейсмоакустики Parasound (П.В. Рекант, устное сообщение) эти гребни представляют собой сартанские конусы выноса, разбитые голоценовыми сбросами, что выражается в рельефе дна крутыми обрывистыми уступами. Следует отметить, что далее на юг от бровки шельфа обширные пространства Лаптевского шельфа практически не затронуты неотектоническими движениями.
В пределах материкового подножья к востоку от рифтовой долины, в котловине Амундсена, довольно широко распространены изометричные поднятия диаметром от 5-6 до 10 км с относительным превышением над поверхностью дна до 200 м. Аналогичные, но более мелкие по размеру поднятия встречаются в котловине Нансена вблизи западного борта рифтовой долины.
Полого-холмистую абиссальную равнину, примыкающую к континентальному склону, расчленяет долина с корытообразным поперечным профилем, вытянутая в субмеридианальном направлении и являющаяся продолжением рифтовой долины хребта Гаккеля. Наиболее ярко эта долина выражена севернее 79° с.ш. С юга к ней примыкает подводный каньон [2,3], поставляющий в рифтовую долину осадочный материал. Тальвег каньона можно проследить через весь континентальный склон на окраину шельфа, но ряд обширных террас не позволяют сделать это с достаточной степенью уверенности. Борта рифтовой долины крутые, а днище покрыто довольно мощным слоем осадков (по данным профилирования МОВ ОГТ - более 1 км), ввиду чего оно ровное и широкое (местами - более 10 км). Тальвег ундулирует и на широте примерно 79° 40’ с.ш. прерывается небольшим поднятием. В этом месте наблюдается трансформное смещение оси долины на расстояние около 20 км. Судя по всему, это самый юго-восточный трансформный разлом хребта Гаккеля, выраженный в рельефе. Тектонические нарушения, выделяемые зарубежными исследователями [4] - трансформы Чарли и Северный - не имеют отношения к разломной тектонике срединно-океанического хребта, а относятся скорее к системе сбросов, ограничивающих Лаптевоморскую окраину по ее периметру.
В рельефе глубоководной части отчетливо выражены подводные каньоны, вытянутые в субмеридианальном направлении по обе стороны от вышеописанной рифтовой долины. Один из них прорезает краевую часть шельфа, склон и подножье и лишь в одном месте, на глубине 2700 м., выполаживается на террасе шириной порядка 30 км. Каньон отражает общий сток палеодолин р. Яны и восточного рукава Лены. Помимо этого каньона склон прорезает ряд других более мелких, но зачастую довольно глубоко врезанных, которые в большинстве случаев заканчиваются на обширных террасах на континентальном подножье. По-видимому, процессы массопереноса на больших глубинах происходят в редуцированном объеме, а на террасах осуществляется разгрузка основной части взвешенного осадочного материала, переносимого подводными потоками.
Особенно интересен вопрос происхождения террас и уступов на континентальном склоне и подножье. Террасы у подножья континентального склона, по-видимому, аккумулятивные. Конусы выноса прерывают подводные каньоны, но ниже они вновь продолжаются. По данным эхолотирования [4] мелкие террасы в верхней части континентального склона (на глубинах до 300 м) объясняются оползневыми блоками, амплитуда смещения вниз по склону составляет порядка 80 м, а ширина террас около 100-150 м. На профилях Parasound, пересекающих континентальный склон, на всем его протяжении прослеживается отчетливая слоистость, что указывает на залегание осадочных толщ in situ, без смещения. По всей видимости, террасы в точности повторяют очертания древних оползневых масс, имеющих акустически прозрачный облик и перекрытых слоистой толщей. Интересно отметить, что некоторые из уступов в рельефе дна находятся непосредственно над выступами акустического фундамента, погребенными многокилометровой толщей осадков. Таким образом, по крайней мере некоторые из террас отражают глубинное строение континентальной окраины моря Лаптевых, что скорее всего объясняется разными скоростями и направлениями постепенно опускающихся блоков фундамента. Некоторое запаздывание в скорости погружения отдельных блоков выражается в образовании выступа на поверхности дна. В дальнейшем этот выступ является препятствием на пути поступающих с шельфа осадков, и формируется терраса. В целом в пределах Евразийского бассейна и прилегающей области Центрально-Арктических поднятий [2] террасы распространены довольно широко, причем они имеют выдержанный шаг примерно в 500 м (Г.Д. Нарышкин, устное сообщение). Чрезвычайно широкое распространение террас в котловине Евразийского бассейна говорит о большой роли вертикальных движений в процессе океанообразования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грамберг И.С., Деменицкая Р.М., Секретов С.Б. Система рифтогенных прогибов шельфа моря Лаптевых как недостающего звена рифтового пояса хребта Гаккеля-Момского рифта // Докл. АН СССР, 1990, т. 311, № 3, с. 689-694
2. Ласточкин А.Н., Нарышкин Г.Д. Орографическая схема Северного Ледовитого океана. «Вестник ЛГУ», сер. 7, вып. 2, № 14, 1979, с. 45-54
3. Нарышкин Г.Д. Орографическая карта Арктического бассейна. Масштаб 1:5 000 000. 1995
4. Hinz K., Delisle G., Cramer B., Franke D., Fieguth U., Lindemann F., Neben S., Tostmann H. & Zeibig M. Cruise report: marine seismic measurements and geoscientific studies on the slope and shelf of the Laptev Sea & East Siberian Sea / Arctic with M.V. «Akademik Lazarev», I.V. «Kapitan Dranitsin», Preluminary scientific results. BGR-Report №116, 693, pp. 1-161
5. Rachor E., ed. Berichte zur Polarforschung., 1997, 226, 328 p.
Ссылка на статью: Рязанова М.В., Гусев Е.А. Особенности геоморфологии континентальной окраины моря Лаптевых // Новое в геологии Арктики и Мирового океана. Материалы конференции молодых ученых, Санкт-Петербург, ВНИИОкеангеология, 1999, с. 62-63. |